Такое мнение выразил сегодня, 27 апреля, эксперт центра «Полис Азия», кандидат исторических наук Павел Дятленко, комментируя K-News отчет правительства Кыргызстана в рамках выполнения плана мероприятий на 100 дней по реализации Программы «Стабильность и достойная жизнь».
Павел Дятленко объяснил повышенный интерес к отчету правительства Омурбека Бабанова несколькими причинами.
«Во-первых, в условиях парламентской республики отчет правительства является одним из ключевых инструментов парламентского и общественного контроля над кабинетом министра. Действующая политическая элита республики это прекрасно понимает и уже применяет в практике политической борьбы и информационного позиционирования», — отметил эксперт.
Во-вторых, в обществе Кыргызстана сохраняются завышенные ожидания от деятельности государственных институтов (и в том числе, правительства), что является одним из последствий смены режима экс-президента Курманбека Бакиева в апреле 2010 года и обещаний бывшей антибакиевской оппозиции о проведении ряда серьезных реформ. И с этими социальными ожиданиями правительство старается активно работать.
В-третьих, правительство использует отчет в качестве ответа заявлениям и действиям оппозиции, которая одним из требований на проводимых ею с марта текущего года митингах выставляет отставку действующего кабинета министров», — считает Павел Дятленко.
Он также отметил, что в условиях обострения внутриполитической борьбы значимость политического пиара резко возрастает. Как заявил эксперт, отчет правительства содержит большое количество планов, намерений и деклараций, но в нем мало детальных статистических и экономических данных.
«Например, не упомянуты объемы переводов трудовых мигрантов из России, которые имеют большее значение для республики, чем социальная поддержка государства. Не говорится о крупном дефиците государственного бюджета на текущий год и планируемых источниках по его покрытию», — прокомментировал Павел Дятленко.
Эксперт сообщил, что ряд упомянутых в отчете правительства планов и мероприятий полностью зависит от финансирования международными организациями и другими странами. По его словам, учитывая плохой инвестиционный климат и нестабильную политическую ситуацию, которые привели к сокращению интереса доноров к Кыргызстану, в последние 2 года не стоит рассчитывать на огромные и быстрые инвестиции на льготных условиях.
«В отчете упомянуты в качестве заслуг действия президента, совершенные им в рамках собственных конституционных полномочий. Например — создание Антикоррупционной службы при ГКНБ КР. За столь сжатый промежуток времени – 100 дней – при существующей малопрофессиональной и коррумпированной бюрократии, ослабленной системе управления и незначительных наличных ресурсах, почти невозможно спланировать и реализовать крупные заявленные преобразования, можно лишь подготовить их проекты и начать их продвижение, что и было частично сделано», — подчеркнул Павел Дятленко.
По его словам, отчет содержит много промежуточных данных о текущей деятельности правительства или о начатых действиях, которые пока сложно оценивать объективно.
«Пока не заметны серьезные успехи в борьбе с коррупцией и криминалом. В разделе о внешних связях и внешнеэкономической деятельности много сказано об укреплении и расширении практического сотрудничества с Международным валютным фондом, Россией, Казахстаном, Турцией и Катаром, но пока результаты сводятся к договоренностям, еще не перешедшим в стадию практической реализации. Многие из названных проектов будут реализовываться в течение многих лет (например — создание совместной с Катаром авиакомпании, строительство ГЭС с участием России и т.д.), поэтому не стоит ждать от них быстрой экономической отдачи. Для реальной и более взвешенной оценки и анализа деятельности правительства целесообразней оценивать годовой отчет, в котором придется отразить динамику и тренды основных экономических и социальных показателей», — подытожил эксперт.