Дмитрий Юрочкин: Кыргызстану не нужно гнаться за тем, чтобы соответствовать Европе

Автор -
381

    В последний день пребывания в Кыргызстане российских путешественников, снявших о республике документальный фильм, KNews удалось с ними встретиться и побеседовать. О Кыргызстане глазами туристов рассказал руководитель экспедиционной группы — преподаватель Алтайского государственного университета в Барнауле и профессиональный гид Дмитрий Юрочкин.

    Расскажите, каково мнение о Кыргызстане, которое сложилось в России и насколько оно совпадает с тем, что вы увидели, приехав сюда?

    Я сразу предупрежу, в Кыргызстане я не первый раз: бывал и в Бишкеке, и в Оше, и на Иссык-Куле, и в других регионах.

    В России очень много говорят о том, что вся Киргизия живет в Москве и работает на стройках. Вот я честно скажу, что я в Барнауле не знаю ни одного кыргыза, хотя Барнаул — не маленький город. Я вижу там узбеков, таджиков, но я совсем не вижу кыргызов.

    И второе: говорят, что в Кыргызстане к русским относятся плохо. Я, откровенно говоря, с таким не столкнулся. Может быть, конечно, для того, чтобы начать что-то такое замечать, необходимо здесь пожить и пообщаться, в какие-то дела вступить, чтобы это понять, но я этого не видел.

    Единственно, что когда мы проезжали Иссык-Куль, то заскочили в музей Пржевальского – очень классное место, прекрасно сохранилось, видно, что его поддерживают. Но вот там настрой местных жителей проявился прям в таких типичных шовинистских репликах в наш адрес: мол, вот тут русские пришли… То есть, и мы русские пришли, и Пржевальский русский пришел, и все тут нам плохо сделал. Там у нас получился серьезный разговор, но по большому счету просто неприятно было и все.

    Расскажите в двух словах о маршруте?

    Стартовали мы из Бишкека, достаточно быстро объехали Иссык-Куль. Ну да, конечно, там красиво, но ничего особенного по этому месту я сказать не могу – я там был много раз, ну, озеро и озеро. Строго говоря, об Иссык-Куле уже столько сказано всего, что очередной раз и говорить не стоит.

    Потом через перевал Долон мы проехали к Сонкулю. Вот Сонкуль – это просто бомба! Он понравился и запомнился нам больше всего. Места вообще просто потрясающие, очень классно было! Там было действительно дико — никого не было, на реке Сонкуль мы ночевали в невероятном каньоне, — совершенно потрясающее место! Плюс ко всему там была такая приключенческая составляющая: ориентироваться приходилось только по навигатору и по картам, плюс ко всему была реально плохая дорога. То есть это не ямы, дело было в другом – там таял снег – на таких высотах же всегда вечная мерзлота залегает – верхний горизонт оттаял, и там были такие перевалы – просто ужас! На них мы реально не могли подняться. Там есть перевал, который называется 32 серпантина, и вот предпоследний серпантин был полностью засыпан снегом. На участке где-то в 10 метров нам пришлось все это дело прокопать, чтобы проехать. И вот эти два или три дня были, конечно, самыми яркими. Это было действительно настоящее приключение.

    Не было моментов отчаяния?

    Такой момент был, мы потеряли на этом один день: на подъезде к Сонкулю залезли на перевал и, пройдя его пешком, поняли, что технически здесь просто невозможно проехать. Нам пришлось возвращаться обратно на Долон, объезжать все это дело и пытаться заехать с другой стороны. Но, даже объехав по другому пути, в тот же день мы не успели добраться до намеченного пункта, и, в общем-то, все так уже «скисли», думаем, может, и без озера обойдемся, но в итоге прокопали, на следующий день доехали.

    Причем все сразу обратили внимание на такую штуку: у нас на Алтае есть такое место, называется плоскогорье Укок – высокогорная территория с очень нетипичным для края ландшафтом, с такими куполообразными вершинами. И вот когда мы доехали до Сонкуля, то увидели совершенно такую же природу. Вспомнили историю, что кыргызы пришли с Енисея через Алтай как раз сюда, а потом присмотрелись – страна-то очень похожая, и даже слова одни и те же мы подметили, к примеру, очень много совершенно одинаковых названий рек, вот просто один в один.

    Жаль, что не везде там работает сотовая связь. У нас есть официальный Twitter-аккаунт, где мы публикуем короткие сообщения о том, что мы делаем, где мы находимся. Если бы у нас была нормальная, полноценная сотовая связь, мы бы могли делать twitpic’и (изображения, публикуемые в Twitter-сообщениях – прим. ред.) – сфотографировал, отправил. А так нам приходилось звонить по спутниковому телефону в офис в Барнауле, и уже из офиса загружали наши сообщения в Twitter, мы не могли в режиме реального времени передавать фотоматериал – это, конечно, неудобно.

    После Сонкуля мы планировали обогнуть озеро и выйти в район Нарына, оттуда двигаться в Казарман и дальше уже в Ош. Но встретив местных ребят на Сонкуле, узнали от них, что шансов проехать по такому маршруту у нас нет. Поэтому нам пришлось обогнуть озеро и выйти на поселок Кызарт, и уже оттуда мы в тот же день спустились в совершенно потрясающе место – в долину реки Кекемерен. Речка просто обалденная, было очень тепло, хорошие люди и просто очень красивое место. Мы там помылись в реке – это, кстати, была важная составляющая нашего маршрута, полноценно отдохнули и, стартовав на следующий день с Кекемерена, мы прошли через Суусамыр и вышли на трассу Бишкек-Ош в районе 200 километра. После чего поднялись на перевал Алабель и, спустившись с него, поели жареной форели в еще одном потрясающем месте – на реке Чычкан. И уже оттуда двинулись в Ош.

    Форель сами ловили?

    Ну как сказать… Мы ее поймали в кафе, за деньги. Такие вещи, кстати, мы тоже отражаем в фильме, чтобы у людей, которые будут смотреть наше кино, сложилось ощущение, не «о, какие классные чуваки! они съездили туда-то и туда-то!», а чтобы они что-то для себя полезное увидели, что-то отметили. Чтобы и у них родилось желание как минимум почитать что-то об этой стране, а потом уже и съездить в нее. То есть они смотрят фильм и видят, что, во-первых, это — красиво, во-вторых, это – интересно, и, в-третьих, что немаловажно, это — безопасно. Ведь за пределами Кыргызстана все-таки до сих пор сохраняется мнение о том, что у вас небезопасно, что здесь, и особенно в южных районах, волнения, стрельба, пальба и так далее.

    А самим не страшно было ехать на юг?

    Да я побывал и в прошлом году в Оше, и никаких проблем не было. И в этом году ни с какими совершенно проблемами мы не столкнулись, не было даже намека на них. Все было в рамках – никаких стреляных гильз или дырок в стенах мы не обнаружили.

    И эти моменты мы тоже отображаем в фильме: мы делали несколько кадров на постах ГАИ. Ваши «гаишники» выступали, разговаривали – ну это так ненавязчиво, но прикольно. Это делается для того, чтобы люди видели, что кыргызстанские «гаишники» – не тираны, не кровопийцы, а такие же, как и мы, готовы подсказать, помочь, пообщаться. В общем, здорово было бы, если бы посмотрев это видео, люди хотя бы немного поменяли свои представления.

    Через южную границу Кыргызстана мы проехали в Таджикистан. Там, кстати, тоже не было проблем с безопасностью, но… Таджикистан, это очень классное место, очень интересное: Памир, высокие горы – это все здорово. Но когда мы на обратном пути опять пересекли границу с Кыргызстаном, у нас, честно сказать, такой вдох-выдох произошел, мы наконец-то расслабились, потому что Таджикистан все равно держал нас в таком напряжении. Во-первых, там нас постоянно преследовали разного рода катаклизмы — пыльная буря, которая нас там остановила в долине Пянджа (Пяндж — река, протекающая преимущественно между Афганистаном и Таджикистаном – прим. ред.). Но главной проблемой оказался сель… Селевой поток сошел на дорогу, и мы потеряли там очень много времени: пока трактор не приехал, все это дело не расчистил, мы не могли проехать. Потом был перевал Шахристан, который ведет как раз в сторону Каракумского водохранилища, и после которого уже Баткен. Этот перевал тоже просто не дался – мы его весь день пытались проехать. Там был снег, заторы из грузовиков, очень тяжело.

    Многие жалуются, что в Кыргызстане очень сложно пересекать границу — долго, сложно, проблематично. Вы с этим столкнулись?

    Въезжая в Кыргызстан со стороны Алматы совершенно никаких проблем мы не встретили – ну вот совершенно! Мы прошли границу в течение часа, и это с учетом того, что перед нами выстроилась огромная пробка из автомобилей. Въезжая в Кыргызстан из Таджикстана, столкнулись лишь с проблемой технического плана – там все было забито снегом, застрял грузовик, и мы долго не могли проехать. Пришлось его всей командой откапывать, потом дергать своими машинами, но это нельзя назвать проблемой, переходя через границу.

    Что еще выделили в нашей стране?

    Кухню местную мы, к сожалению, не оценили, — ничего национального, кроме чая, не попробовали. Плов мы нигде не встретили за весь наш маршрут: его просто не было: либо еще не было, либо уже не было. Вообще нам не везло с местной едой – либо это выглядело сильно чудовищно, либо… К примеру, в Узбекистане еда значительно лучше. Там существует культура еды, а здесь ее нет. Ну, мне так кажется во всяком случае.

    Что еще можно отметить? В Оше, например, мы купили классный набор географических карт – это очень здорово. Вот в России с этим существует реальная проблема: купить карту Кыргызстана или того же Таджикистана крайне сложно. Я не знаю, с чем это связано, но в магазинах они не продаются. А вот, предположим, в Непале, можно купить не просто карту Непала, а 10 разных изданий только на один район – закартографировано все.

    Это является очень важным элементом развития туризма. Будут карты – народ будет смотреть, будет информационно готовиться. Сейчас это невозможно. Все легенды о Манасе — это здорово, но они должны быть чем-то подкреплены. Потому что вот для нас маршрут было строить ну не супер-сложно, но непросто. Короче говоря, карты нужны и они по-прежнему актуальны. Бумага — это здорово. И в Кыргызстане, в отличие от России, хоть что-то такое можно купить.

    Кстати, говорить, что в Кыргызстане все дешево… Это не так! Здесь, безусловно, дешевле, чем в России, но назвать эту страну страной изобилия и дешевизны нельзя. На 100 рублей здесь не наешься, топливо стоит фактически как в России, может быть чуть дороже, еда подешевле, но тоже не на много. Проживание во всякого рода кемпингах сопоставимо с ценами в Барнауле – в среднем 50 долларов.

    Еще одно: зачем люди едут отдыхать на Иссык-Куль я, честно сказать, не понимаю. Это, конечно, классное совершенно озеро, здорово еще то, что оно соленое, – создается эффект моря, но всех нас неприятно поразил бесконечный просто поселок, который тянется от одного побережья до другого.

    У нас в Таджикистане был такой случай: мы остановились в одной забегаловке перекусить, только заказали еду, как к нам подошли местные ребята и говорят: «Здесь не самое лучшее место, проедете еще 500 метров, там будет все классно вообще». Ну, хорошо, проехали мы эти 500 метров и увидели на фоне всей этой бедноты и пашущих в поле людей совершенно такое нетипичное место. Там стоят пальмы, подстриженная травка, там льются какие-то искусственные водопады, попугаи в клетке ходят. Но это место смотрелось просто пошло на фоне всего этого ландшафта, понимаете? Это первое. Мы туда сели, заказали еду, нам очень долго накрывали столы, приносили по три вилки и ложки…

    Я что хочу сказать: ведь на самом деле это нужно далеко не всем. Я не про нашу экспедицию сейчас говорю, а в принципе. Всегда у малых народностей, которые живут в изоляции, как Кыргызстан, есть своя потрясающая культура. А у вас здесь к тому же обалденная природа: ткнул палку, все тут же приросло, выросло, зачем вот это все городить – непонятно. Люди сюда приезжают для чего? Не только купаться, не только есть абрикосы. Люди приезжают для того, чтоб что-то узнать о культуре, посмотреть, подметить. То есть надо ценить то, что у вас сохранилось.

    Юрт в ходе нашего путешествия мы в принципе не обнаружили, только в районе Сонкуля мы видели юрты, где живут люди. А почему бы их не ставить и не делать какие-то кемпинговые лагеря, юрточные комплексы, где можно поесть полноценную местную еду? Она просто должна быть качественно приготовлена и все, никаких проблем в этом нет. Я думаю, здесь есть масса людей, которые могут и умеют это делать.

    То есть, в туризме предлагаете делать ставку на этническую составляющую?

    Понимаете, туристы же тоже народ такой, который «по фишкам рубит». То есть одно дело, когда мы выходим с трапа самолета, и нас встречают люди в остроконечных кыргызских шапках. Понятно, что это все — для туристов, и все ненатуральное. А когда мы, например, выходим из самолета, куда-то идем и видим что-то аутентичное, например — топчан, место, где готовят плов, еще что-то, то это ведь совсем другое! Мы видим, что эти люди так реально живут, делаем для себя такое открытие. И мы сами погружаемся в этот процесс – мы садимся, едим, говорим, нам задают какие-то вопросы, спрашивают, как дела, откуда мы и так далее – вот это прикольно. А приехать на Иссык-Куль и пожить, скажем, в полуразвалившейся старой советской базе – зачем?

    На самом-то деле не все приезжающие сюда хотят иметь горячую воду и так далее. Многие хотят просто приехать и побыть на природе, без вот этой вот суеты постоянной, возни, где-то там выйти покупаться, может даже голышом, посидеть вечером спокойно. А вот эта постоянная помпезность, какая-то гонка за соответствование Европе, она не нужна, потому что Европе вы никогда не будете соответствовать, так же как не будем соответствовать ей и мы. Потому что и вы, и мы живем в Азии. А чтобы понять это и убедиться в этом, достаточно просто выйти на дорогу и сесть за руль – все станет ясно. Что в Кыргызстане, что в России нет вот этой европейской культуры. И это не плохо – это наша особенность. Тут же хаос на дорогах, и речь не только о том, что трассы сплошь разбиты, но и о том, как ездят люди. И об этом не надо забывать, и ничего плохого в этом нет: европейцы прекрасно ездят, но у них нельзя жечь костры, нельзя пить кумыс и нельзя, остановившись на трассе, сходить в туалет. А здесь это можно, и это круто! И в России это можно. Мы пока не понимаем, чем мы обладаем – и вы, и мы, а это надо ценить.

    Скажите, как часто вы устраиваете такие путешествия?

    Мы путешествуем каждый год, но подобные проекты, продолжительные по времени и большие по расстоянию, мы можем позволить себе только в два временных периода: это сейчас весной, и осенью, в октябре.

    Зимой члены нашей экспедиции, большинство из которых географы, работают в университете. А летом мы как раз занимаемся тем, что зарабатываем деньги на свои путешествия: работаем в нашей коммерческой экспедиционной компании «Алтай-гид». И вот, в конце сентября туристический сезон на Алтае уже заканчивается, становится холодно, а в Азии – еще самый расцвет: тепло, фрукты, овощи.

    Следующий маршрут состоится в этих же числах в следующем году. В Средней Азии осталась только одна страна, которую мы не можем до сих пор посетить, в которую не можем попасть — это Туркменистан. И на следующий год мы планируем крупный проект: мы будем путешествовать по Ирану и по Туркменистану и обязательно пробьемся.

    Поделиться