Ассоциация операторов связи Кыргызстана требует отклонить законопроект о внесении изменений в законодательство, касающихся увеличения налога с продаж до 5 % для сотовых операторов. Причина – недоработанный анализ регулятивного воздействия законопроекта, который не может служить обоснованием для его принятия.
Аппарат правительства Кыргызстана распространил между всеми министерствами и ведомствами на согласование пакет документов законопроекта «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты КР» об установлении налога с продаж в размере 5 % для сотовых операторов с вступлением в силу с 1 июля 2012 года. В частности, о внесении соответствующих изменений в часть 1 статьи 319 Налогового кодекса, часть 6 статьи 6 закона «О введении в действие Налогового кодекса».
Правление Ассоциации операторов связи Кыргызстана осталось недовольно качеством анализа регулятивного воздействия (АРВ) и подготовило официальное обращение к президенту Алмазбеку Атамбаеву и к Жогорку Кенешу.
«АРВ на этот законопроект является недоработанным, «сырым» и не может служить обоснованием для принятия проекта. Разработчики АРВ не предприняли должного профессионального подхода к разработке АРВ и не изучили всесторонне нормы, изложенные в нем», — сообщается в тексте обращения.
K—News также обратился к руководителю юридической службы ОсОО «Скай Мобайл» (бренд Beeline) Дмитрию Ветлугину за оценкой АРВ, представленного Министерством экономики и антимонопольной политики.
В тексте АРВ: «Вместе с тем, следует отметить, что имеется риск картельного сговора между сотовыми операторами о повышении цен на оказываемые услуги. Но если учесть, что государство может повлиять на проявление негативных последствий через усиление администрирования по линии Госагентства связи, антимонопольное регулирование, а также путем принятия вместо повышения ставок налога с продаж налога на сверхдоходы, можно отметить, что риски минимальны».
Комментарий Дмитрия Ветлугина: «Министерство экономики и антимонопольной политики подчеркивает возможность картельного сговора между операторами. Создается впечатление, что Министерство экономики как бы намекает на необходимость государственного вмешательства в ценовое регулирование услуг сотовых операторов. Необходимо подчеркнуть, что инструменты ценового регулирования предусматриваются действующим законодательством, но они могут применяться только в отношении игроков, занимающих доминирующее положение на товарном рынке. Среди операторов мобильной связи таковых нет и, следовательно, нельзя говорить о ценовом регулировании в сегменте мобильной связи».
В тексте АРВ, раздел «Правовой анализ»: «Предложенное дополнение к закону не имеет противоречий с Конституцией, не дублирует другие нормативные правовые акты и не противоречит нормам международного права. Все дополнения направлены на осуществление принципа справедливости, которая является основой устойчивого развития, главная цель которого — обеспечение высокого качества предоставляемых услуг для населения».
Комментарий Дмитрия Ветлугина: «В АРВ умалчивается о противоречиях с некоторыми положениями Налогового кодекса. Так, статья 10 Налогового кодекса КР четко предусматривает, что налоги не могут иметь дискриминационных характер. Увеличение налога с продаж эксклюзивно для одной категории субъектов бизнеса – ничем иным кроме как дискриминацией назвать нельзя. Статья 14 Налогового кодекса КР предусматривает, что законы Кыргызстана, вносящие изменения в Налоговый кодекс в части установления новых налогов, повышения ставок налогов, вступают в силу с первого числа следующего налогового периода, не ранее 2-х месяцев после их официального опубликования. В связи с данным положением, стремление правительства ввести в действие увеличенную ставку налога с продаж с 1 июля 2012 года будет нарушением положений Налогового кодекса.
Непонятно также, каким образом увеличение налога с продаж может быть «направлено на осуществление принципа справедливости». Принцип справедливости согласно статье 10 Налогового кодекса КР предусматривает отсутствие дискриминации по различным признакам».
В тексте АРВ, раздел «Финансово-экономический анализ»: «Проект предусматривает изъятие части сверхдоходов операторов сотовой связи методом повышения ставок налога с продаж. Так, изучение возможностей по введнию налога на сверхприбыль для сотовых операторов показал, что введение налога на сверхприбыль в нащих условиях не эффективно по причине сложности и дороговизне приобретения прикладных программ, предназначенных для контроля механизма образования сверхприбыли».
Комментарий Дмитрия Ветлугина: «В Кыргызской Республике не существует нормативных актов, которые были бы приняты в установленном порядке, и которые содержали бы в себе хотя бы определения «сверхдоходов/сверхприбыли» сотовых операторов. То есть в АРВ вводится новое понятие, не соответствующее налоговому законодательству, чем нарушается принцип определенности налогообложения. Более того, отсутствуют какие-либо сведения, которые бы подтверждали доводы авторов АРВ о наличии или отсутствии сверхдоходов у операторов. Абсолютно непонятно использование термина «изъятие» со стороны авторов АРВ. Нам видится, что «изъятие», согласно действующему законодательству страны, в отношении доходов может иметь место только в случае совершения субъектом определенных законодательством правонарушений и должно осуществляться при строгом соблюдении процессуальных норм».
В тексте АРВ, раздел «Выгоды субъектов предпринимательства»: «Данный законопроект учитывает интересы операторов мобильной связи. В случае, если правительство будет вынуждено ввести для операторов мобильной связи налог на сверхдоходы, что связано с закупкой очень дорогостоящей прикладной программы, усилением контроля над программным обеспечением всех сотовых операторов и практически лишением их доступа к изменениям закупленного ими программного обеспечения. Это ограничивает предпринимательскую деятельность, связанную с ведением бизнеса в сфере мобильной связи и вероятней всего намного поднимет налоговое бремя»
Комментарий Дмитрия Ветлугина: «В обоснование невозможности ввести налог на сверхдоходы/сверхприбыль авторы АРВ приводят необходимость «закупки очень дорогостоящей прикладной программы, усиления контроля над программным обеспечением всех сотовых операторов», а также «лишения их (операторов – прим. ред.) доступа к изменениям закупленного ими программного обеспечения». Данные доводы для нас непонятны. Прежде чем говорить о введении налога на сверхдоходы/сверхприбыль, необходимо, в первую очередь, определиться, что же такое сверхдоходы.
В экономике существует понятие «сверхприбыль, непредвиденная прибыль или доход», которое подразумевает под собой прибыль, полученную неожиданно, в результате события, не зависящего от лица или компании, получивших прибыль. Например, нефтяные компании получили прибыль в 1970-х годах в результате взлета цен на нефть, вызванного введением нефтяного эмбарго, и увеличения цен, которого потребовала Организация стран — экспортеров нефти. Современный экономический словарь характеризует «сверхприбыль» как крайне высокий уровень прибыли, достигаемый за счет монопольного поведения предприятий — изготовителей товаров и поставщиков товаров на рынок. Как видно, даже исходя из приведенных определений, прежде чем говорить о наличии сверхдоходов/сверхприбыли необходимо провести очень глубокий анализ и подтвердить существование либо фактов получения непредвиденной прибыли со стороны операторов либо их монопольное поведение. Этого сделано не было, соответственно, разговоры о наличии сверхдоходов/сверхприбыли у операторов сотовой связи преждевременны и не имеют под собой никаких оснований.
Контроль над программным обеспечением операторов вообще видится ничем иным как
вмешательством государства в интересы частных хозяйствующих субъектов. Запрет на такие действия достаточно четко прописан в действующем законодательстве»
В тексте АРВ: «Оценка влияния повышения ставок налога с продаж с 2 до 5 % для услуг мобильной связи показала, что согласно прогнозу налогов с продаж на 2013 год ожидается поступление налога с продаж в сумме 357,7 миллионов сомов, при повышении ставки налога с продаж для мобильной связи с 2 до 5 % соответственно поступление налога увеличится до 894,3 миллиона сомов, или сумма дополнительных поступлений составит 536,6 миллионов сомов в год»
Комментарий Дмитрия Ветлугина: «АРВ предполагает, что увеличение доходной части бюджета предполагается на сумму 536,6 миллионов сомов в год. При этом в документе не приведено ни одной другой цифры, которая подтверждала бы эту сумму (и возможность ее достижения), а также не приведено ни одного расчета, который бы обосновывал увеличение налога именно в таком формате и именно на предлагаемую авторами законопроекта величину».
Резюмируя вышесказанное, Дмитрий Ветлугин отметил, что в документе не приведено данных экономического анализа предлагаемого нововведения и его эффекта в среднесрочной перспективе, что крайне затрудняет оценку необходимости принятия законопроекта.
На основании низкого качества АРВ Ассоциация операторов связи требует отклонить законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс, поскольку разработчик закона в лице Министерства экономики и антимонопольной политики не подготовил обоснование для его принятия соответствующим образом.
Напомним, в апреле K—News опубликовал интервью с исполнительным директором АОС Айбеком Бакановым, в котором он заявил о том, что решение о повышении налога с продаж до 5 % противоречит законодательству и было принято без согласования с сотовыми операторами. Как выяснилось, протокол совещания 19 марта в Госагентстве связи, когда сотовые операторы дали свое предварительное согласие на неповышение тарифов при соблюдении правительством нескольких условий, не имеет силы.