«Мини-крематориями по-китайски» назвали представители Общественного Объединения «Таза Табигат» китайские кустарные предприятия, перерабатывающие черный металлолом на территории Кыргызстана. По словам главы этой неправительственной организации Анары Дауталиевой, такие мини-литейные цеха нарушают большинство пунктов действующего законодательства.
«По сведениям Министерства энергетики и промышленности, в Чуйской области зарегистрировано 27 предприятий по переработки лома, из которых работают лишь два цеха. По нашим же сведениям, в области работают 15 мини-заводов: семь — в Иссык-Атинском районе, один – в Токмоке, один – в Кеминском районе, два — в Сокулкукском, четыре — в Аламединском. Мы проверили два предприятия – ОсОО «Мин Син» и ОсОО «Швын Фа». Эти заводы работают с 2006 года без государственной приемки, грубо и систематически нарушая требования и нормы законодательства Кыргызстана, в том числе и экологического», — сообщила Анара Дауталиева, выступая сегодня, 30 мая, на пресс-конференции.
По словам правозащитницы, такие китайские мини-заводы не имеют никаких разрешительных документов, в частности — нет разрешения на выброс вредных веществ в атмосферу, отсутствует разрешение на вывоз и хранение промышленных и бытовых отходов.
«Когда мы посетили эти предприятия, то зафиксировали грубые нарушения техники безопасности трудящихся – около 45 рабочих – и полное игнорирование вопросов безопасности объекта. Рабочие – преимущественно жители расположенных в округе сел, за 700 сомов в месяц работают с расплавленным металлом, вдыхают вредные испарения. При этом у них нет даже сапог, чтобы защитить босые ноги, респираторов. Никакие отчисления в Соцфонд не платятся», — рассказала Анара Дауталиева.
В то же время, добавила она, местные жители уже начали жаловаться на проблемы со здоровьем. Вредные вещества, выбрасываемые в атмосферу от деятельности цехов, провоцируют у населения кожный зуд, кашель, слезотечения, удушье.
«Сейчас мы требуем, чтобы у таких предприятий были отозваны лицензии, если таковые вообще имеются. Генеральная прокуратура должна возбудить уголовные дела в отношении местных госслужащих допустивших такую ситуацию. При этом закрывая литейные цеха налоговые органы должны взыскать все утаенные такими предприятиями налоги, а также штрафы за сокрытие доходов. Например, руководство ОсОО «Мин Син» за шесть лет деятельности заплатили около 800 тысяч сомов налогов, тогда как их годовой доход, по нашим оценкам, достигает 11 миллионов 625 тысяч сомов», — подытожила Анара Дауталиева.