Генеральная прокуратура Кыргызстана обратилась в суд с иском о признании недействительным постановления Жогорку Кенеша от 22 июня «О создании временной депутатской комиссии по расследованию факта задержания депутата Жогорку Кенеша Наримана Тюлеева». Об этом сегодня, 25 июня, сообщили в пресс-службе ведомства.
Генпрокуратура считает данное постановление противоречащим действующему законодательству и выдвигает следующие основания:
1. Пунктом 1 депутатского постановления решено создать временную депутатскую комиссию по причине незаконного вторжения в дом Наримана Тюлеева.
Согласно статье 30 Конституции в случаях, предусмотренных законом, обыск, выемка, осмотр и осуществление иных действий, проникновение представителей власти в жилище и иные объекты, находящиеся в собственности или ином праве, допускаются без судебного акта. Законность и обоснованность таких действий подлежат рассмотрению в суде.
При этом законность проникновения представителей власти на территорию частной собственности Наримана Тюлеева и его задержания в качестве подозреваемого были проверены Первомайским районным судом столицы и 22 июня признаны законными.
Тем самым, Жогорку Кенеш, несмотря на вступившие в силу решения Первомайского районного суда, законность которых можно поставить под сомнение только путем обжалования в вышестоящем суде, делает вывод о незаконности действий силовиков.
Кроме того, в соответствии со статьей 5 закона «О прокуратуре Кыргызской Республики» прокурор, следователь органов прокуратуры не обязан давать какие-либо объяснения по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе, как в случаях и порядке, предусмотренных законом. Никто не вправе разглашать материалы проверок и дел без разрешения прокурора, в производстве которого они находятся, до их завершения.
2. Пунктом 2 постановления комиссии поручено рассмотреть ответственность, вплоть до уголовной, руководителей Генеральной прокуратуры и правоохранительных органов, виновных в нарушениях Конституции, закона «О статусе депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» и других нормативных правовых актов Кыргызской Республики».
Вместе с тем, в соответствии со статьей 19 Уголовно-процессуального кодекса, только следователь, прокурор и суд имеют право рассматривать и решать вопрос о привлечении лица к уголовной ответственности.
3. В пункте 3 постановления указано: «В связи с тем, что депутат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Нариман Тюлеев информировал Жогорку Кенеш Кыргызской Республики о некоторых фактах, которые серьезно опровергают обвинения следствия, а также о политическом характере данной акции, Генеральной прокуратуре Кыргызской республики и соответствующим следственно-оперативным службам, приостановить следственные мероприятия в отношении депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Наримана Тюлеева до принятия решения депутатской комиссией».
Статья 221 Уголовно-процессуального кодекса предусматривает полный перечень оснований приостановления следствия, и постановление Жогорку Кенеша не является основанием для приостановления следственных действий в отношении депутата или какого-либо другого лица.
Кроме того, в соответствии со статьями 33 и 35 Уголовно-процессуального кодекса в уголовном судопроизводстве, прокурор независим и подчиняется только закону. Все решения о производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение решения суда или санкции прокурора.
При этом, в соответствии с законом «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», Кодексы по степени юридической силы обладают более высокой юридической силой, нежели законы и постановления Жогорку Кенеша.
Таким образом, постановление Жогорку Кенеша от 22 июня «О создании временной депутатской комиссии по расследованию факта задержания депутата Жогорку Кенеша Наримана Тюлеева» прямо противоречит главам 5 и 19 Уголовно-процессуального кодекса, а также статье 6 закона «О нормативных правовых актах».
Напомним, 21 июня Нариман Тюлеев был задержан в собственном доме. После четырех часов пребывания в Генпрокуратуре его освободили. 22 июня стало известно, что дело возбуждено за злоупотребление служебным положением в бытность нардепа градоначальником. В тот же день была создана парламентская комиссия для расследования ситуации вокруг экс-мэра Бишкека.