«МБФ Ферма» – это новый социальный проект микрокредитной компании «Мол Булак Финанс», благодаря которому стало возможным внедрение технологий и Интернета в сельское хозяйство. Более 60 горожан уже обзавелись своими онлайн-фермами и получили экологически чистые продукты с грядок. О первых результатах работы проекта и планах на будущее K—News рассказала менеджер по продвижению «МБФ Фермы» Асель Омуралиева.
Расскажите, пожалуйста, об идее и целях проекта?
Этот проект является социальным и основная его цель – помочь фермерам. Основная часть клиентов «Мол Булак Финанс» – это фермеры, и часто у них возникают проблемы со сбытом своей продукции. А наши коллеги и друзья, живущие в городе, жаловались на то, что трудно найти здоровые продукты, нет времени сходить на рынок либо нет доверия фермерам, у которых содержится их скот. Вот такой получился симбиоз проблем, который мы попытались решить с помощью идеи онлайн-фермерства.
Аналог этого проекта был реализован в Италии – любой итальянец, который жил в городе, мог арендовать участок виноградника, внести ежегодный платеж, и из винограда, выращенного там, специально для него готовили вино и доставляли прямо домой.
Основной фокус был на фермерах – мы хотели, чтобы они могли работать с клиентом напрямую, без посредников, при этом у них был бы стабильный сбыт продуктов. Когда мы искали участников, основным критерием было наличие детей в семье. Мы выдали каждому фермеру нетбуки для того, чтобы они могли контактировать с покупателями, а дети значительно быстрее обучаются всему новому. Плюс это помогает сократить расстояние между детьми и родителями – молодежь в наше время не слишком интересуется сельским хозяйством, и им почти не о чем разговаривать с родителями. А так у них появился совместный бизнес – дети стали интересоваться фермерством, а родители стали подтягиваться технологически.
Конечно же, важным критерием был опыт занятия сельским хозяйством не менее 10 лет. Также искали фермеров открытых к инновациям и желающих участвовать в проекте.
Перед запуском мы провели 4 тренинга по компьютерной грамотности – обучали фермеров делать фотографии с нетбука, выкладывать их на сайт онлайн-фермы, пользоваться Интернетом. Мы были приятно удивлены, насколько быстро многие из них учились, как им нравилось это занятие.
Каковы первые результаты проекта?
С 14 апреля мы запустили сайт и начали принимать заказы. На данный момент у нас 65 онлайн-фермеров, которые приобрели какую-либо продукцию. Большой ажиотаж вызвала клубника – за неделю у нас разошлись все грядки, и мы уже сделали несколько доставок. Еще очень быстро раскупили индюков, мы даже не ожидали.
Из крупных компаний нас поддержали «Coca-Cola Bishkek Bottlers», отель «Hyatt Regency Bishkek» и Фонд «Сорос Кыргызстан» – в двух из них сотрудники организовались сами и обзавелись участкам от имени компаний.
С 25 мая мы уже начали доставлять продукцию, а с 1 июня закрыли прием заказов, хотя к нам поступало очень много заявок. Но природе ведь не прикажешь, и засевы нужно было делать вовремя.
Онлайн-фермеры достаточно активно принимают участие в выращивании своих культур. Они пишут своим фермерам, советуют что-то, например, дополнительно полить или накрыть пленкой. При желании хозяин грядки может приехать и самостоятельно обработать свою землю, либо собрать урожай – это полностью приветствуется.
К каждой доставке продуктов мы добавляем кулинарные рецепты. Часть из них пишет шеф-повар «Hyatt Regency Bishkek» Ронни Бадендик, часть – кандидат политических наук, кулинар и блогер Жоомарт Ормонбеков. Любой желающий может подключиться к нам – мы всегда рады. Основное условие – рецепты должны быть простыми.
А недавно к нам приезжали ребята из компании «Google Inc.». Они узнали о нашем проекте через социальные сети и заинтересовались. Нам, конечно, было очень приятно – они спрашивали, какие у нас проблемы, чем можно помочь и предложили нам свою поддержку в технической сфере.
С какими неожиданностями Вы столкнулись во время реализации проекта?
Наряду с тем, что обучение давалось нашим участникам легко, из-за того, что они постоянно работали в полях и не практиковались, они быстро забывали все. Сами фермеры признавали, что им не хватает практики.
Конечно, были свои трудности. В этом году аномально жаркое лето, и это в первую очередь повлияло на морковь – почва была слишком сухой, и нам пришлось делать повторный засев. Но мы даже не ожидали, насколько ответственно фермеры подойдут к своему делу – они очень переживали, старались вырастить урожай и доставить продукцию в том количестве, в котором обещали.
Многие фермеры считают, что то, чем они занимаются – это не профессия. Они думают «у меня есть земля – я ее обрабатываю, есть скот – за ним ухаживаю, но я это делаю от безысходности». А мы стараемся показать и доказать, что фермерство – это профессия, что от этого можно получать хорошую прибыль, если относится к этому серьезно, если постоянно развиваться и учиться чему-то новому. Должна сказать, что это дает результаты.
Какие планы на будущее у этого проекта? Запланированы ли инновации?
На 11 августа у нас запланирован День открытых дверей для того, чтобы каждый онлайн-фермер смог посетить свою грядку, самостоятельно собрать урожай или полить культуры. Мы хотим, чтобы наши онлайн-фермеры чувствовали свою причастность.
Также мы поняли, что не хватает выставочной фермы. Мы приезжаем и консультируем наших фермеров, но готовый пример был бы более действенным. Мы планируем открыть такую ферму в Чуйской области, выращивать там совершенно новые культуры, новые сорта, полностью ее технологизировать. И фермеры смогут своими глазами увидеть, как все это работает, смогут убедиться, что культуры, которые они не выращивают сейчас, пользуются спросом. Также хотим перевести фермеров на органические удобрения – ведь основной упор мы делаем на то, что у нас экологически чистые продукты.
Конечно, мы планируем расширяться и добавлять новые культуры. Поступают пожелания от онлайн-фермеров, и мы прислушиваемся к ним. Нас просят добавить fashion овощи, фрукты, ягоды и мед. Мы будем работать в этом направлении. Одна из главных наших задач – подключить регионы и вывести продукцию наших фермеров на другие рынки сбыта, возможно, наши фермеры даже смогут заниматься оптовой продажей. Самое главное, что первые успехи у нас уже есть. И это радует, как нас, так и наших фермеров.
Руководитель отдела по связям с общественностью «Coca-Cola Bishkek Bottlers» Айжана Джумалиева поделилась с K—News впечатлениями от онлайн-фермерства и планами компании по сотрудничеству в рамках проекта.
Почему Вы выбрали именно этот проект?
Мы считаем, что «МБФ Ферма» – это лучший социальный проект, который, к тому же, имеет большие перспективы. Это что-то принципиально новое для Кыргызстана, по-моему, у нас нет ни одного подобного проекта, который смог охватить сферу бизнеса, обычных потребителей и фермеров. Плюс экологическая составляющая продуктов, это действительно важно знать, что пища, которую ты ешь, — здоровая. Мы уже видим первые результаты и понимаем, что это работает.
Какие плюсы онлайн-фемерства Вы видите для клиентов и покупателей?
Как известно, успешность какого-либо проекта для бизнеса – это коммуникации. Бизнес не может ездить, ходить, выбирать, и в этом плане проект «МБФ Ферма» подготовил очень правильную концепцию. Сам сайт онлайн-фермы очень удобен, система бронирования, личный кабинет и хроника, где можно переписываться с фермерами, получать от них фотографии, договариваться о сроках доставки и так далее. Вся логистика очень тщательно продумана – а это один из важных моментов для бизнеса.
Ко всему прочему, у этого проекта очень большой образовательный момент – с фермерами была проведена серьезная работа, их обучили, обеспечили доступ к Интернету.
Планируете ли Вы продолжать сотрудничать с «МБФ Фермой»?
Конечно, на следующий год мы планируем более плотно подключиться и собираемся обзавестись и другими культурами. В этом году мы выбрали клубнику и помидоры, в большей степени это было обусловлено получением быстрого результата. Возможно, мы будем использовать этот проект для благотворительности – у нас есть детские дома, которые мы патронируем, и мы могли бы обеспечивать их продуктами. Либо мы купим продукты для сотрудников, у нас достаточно большой коллектив – более 400 человек, и для многих наших сотрудников это было бы удобно.
Мыслей, как использовать этот проект, множество. Тем более, что продукты – это всегда актуально. Я считаю, что сама идея просто гениальна. Пользу получают все – и фермеры, и потребители
Один из фермеров, Манар Мусахунов, который выращивает культуры для компании «Coca-Cola Bishkek Bottlers» и Фонда «Сорос Кыргызстан», поделился с K—News своими впечатлениями об участии в проекте «МБФ Ферма».
Как Вы решились принять участие в этом проекте?
Я люблю все новое, и когда меня пригласили поучаствовать, я с радостью согласился. Ведь это все так интересно и ново для меня – заходить в Интернет, пользоваться компьютером. Я думаю, что в будущем нужно работать именно так, а не как мы по старинке – мы возим на рынок, часто не все продаем, и урожай пропадает. А так клиенты сами находятся, о сумме сразу договорились и спокойно выращиваем. Так и для крестьян и для покупателей проще. Тем более нам семена дали, клиенты пишут и подсказывают, когда заморозки будут, когда засуха. Это очень удобно, не нужно ездить туда-сюда, договариваться, бензин тратить и время.
Было ли Вам сложно? Вы собираетесь участвовать в дальнейшем?
Я конечно уже в возрасте, но у меня есть дети и внуки, которые помогают разобраться с компьютером. Я думаю, что молодое поколение будет работать по такой системе. За границей давно так делают, а мы только начинаем. Это прогресс, и нужно продолжать его продвигать. Кыргызстан маленький, и мы только начинаем вставать на ноги. Когда нет работы, люди начинают заниматься, чем попало – воровать, наркотики употреблять. А так наши дети будут заняты делом – и деньги будут зарабатывать, и страну поднимать. У меня четверо сыновей и дочка, так они через Интернет смогут найти клиента хорошего. На несколько гектаров засеют, и будут там работать. Если в дальнейшем в Кыргызстане это будет развиваться, и для сельского хозяйства, и для крестьян будет лучше.
Сайт проекта «МБФ Ферма» www.farm.kg.