Одними из основных проблем швейной и текстильной отрасли остаются непостоянство заказов, отсутствие подготовки квалифицированных кадров и прогнозирование мировых модных тенденций. Об этом и о текущем положении дел в отрасли K—News побеседовал с Любовью Ардаминой, главой ассоциации «Союзтекстиль» и гильдии легкой промышленности Ассоциации гильдий соотечественников.
Любовь Викторовна, с какими сложностями сейчас сталкивается легкая промышленность?
Отрасль у нас, конечно, уникальная, и создавалась стихийно. Одна из главных проблем – отсутствие постоянных заказов и сезонность производства. Есть два типа предпринимателей – те, у кого есть свои торговые точки, и те, кто работает только на заказ. Те, кто сидит на заказах, получают мизерную прибыль, потому что основная часть доходов уходит на зарплату работникам. А те, кто имеет свои торговые точки, рискуют не попасть в модель. Не попал в тренд – вся партия осталась на складе. К тому же открытие собственного магазина – это совершенно другой бизнес. Наверное, мы материально не доросли еще до розничной продажи в магазинах.
У трикотажников проблема, что ни одной учебное заведение не готовит специалистов. Приходится обучать самим: отправлять за границу, приглашать специалистов из России и Турции. Это, конечно, требует больших денежных вложений, потому что вначале работники делают брак, и в итоге не все оказываются профпригодными. Поскольку текстильное производство высокотехнологичное, а оборудование сложное, нам требуются дизайнеры, технологи, программисты, операторы машинного вязания.
В швейной отрасли проблема – повышение квалификации самих предпринимателей. Я имею в виду, что не всегда есть возможность пройти семинары по маркетингу, работе с персоналом, управлению производством, созданию коллекций на следующий год. Вообще, прогнозирование модных тенденций – слабое место нашей отрасли. На западе фирмы заранее просчитывают, что будет в моде на следующий сезон, у нас же – сегодня пришел заказ, завтра его надо сдать, и модель мы разрабатываем в тот же сезон, хотя надо делать это за год.
Чем объясняется, что бренд «Сделано в Кыргызстане» востребован в соседних странах, но не в Кыргызстане?
Дело в том, что 95 % производимой продукции идет на экспорт. Трикотажники больше экспортируют в Узбекистан, Казахстан и немного в Россию. С 2006 года трикотажная отрасль начала активно развиваться. Если в 2001 году общее потребление пряжи составляло 15 тонн в год, то в 2011 году оно составило около 600 тонн пряжи. При этом вся цепочка производства находится в Кыргызстане: от выращивания овец мериносных пород до изготовления пряжи и пошива трикотажных изделий. Два трикотажных предприятия завезли сложнейшие вязальные машины, которыми не все способны овладеть. Это большой прорыв для отрасли.
Швейники экспортируют продукцию в основном в Россию и Казахстан. Например, по блузкам у Кыргызстана третье место в импорте России. Я сама объезжала рынки в Оренбурге, Челябинске, Кургане и других российских городах. Мне говорили, что там очень любят изделия с этикетками «Сделано в Кыргызстане», и с удовольствием покупают одежду. Мне было очень приятно.
Учитывая то, что в Кыргызстане выпускается преимущественно женская одежда, здесь очень маленький рынок. Грубо говоря, 1 миллион 200 человек, тогда как одно предприятие может выпускать в неделю до 10 тысяч единиц продукции. Фактически одно предприятие может одеть всех женщин Кыргызстана. По данным ассоциации «ЛЕГПРОМ», швейных предприятий в стране около 600.
Также я знаю несколько предприятий, которые экспортируют товар в Европу. Для экспорта в страны дальнего зарубежья производители должны будут перейти на более натуральное сырье, потому что сейчас используется много синтетических тканей.
При вступлении Кыргызстана в Таможенный союз эксперты прогнозируют сокращение импорта сырья. Готовы ли вы к этому?
Да, мы уже позаботились об этом. Составили для Министерства энергетики и промышленности список с кодами товаров, чтобы не попасть на таможенные пошлины при ввозе тканей, фурнитуры, пряжи и волокон для пряжи. Надеемся, что нам дадут преференции.
Плюсов от вступления в Таможенный союз мы видим все-таки больше, чем минусов. Может быть, сырье как-то подорожает, но зато какой огромный рынок сбыта открывается. Так что мы все в ассоциации заинтересованы в объединении.
Правительство планирует построить швейный технополис в Чуйской области. Что Вы думаете об этой идее?
Если его построят, это будет толчком для развития отрасли. На прошлой неделе мы с заместителем министра энергетики и промышленности Сапаром Асановым, который сейчас пробивает кредит на проект, ездили смотреть участок под строительство технополиса. Пока ничего не решено, идет выбор.
Большинство предприятий не имеют собственных помещений, а арендуемые зачастую непригодны для производства. По проекту, в технополисе будут размещены 20 предприятий. Все коммуникации и техперсонал будут общими, значит, будет меньше расходов. Не будет отключений электричества – это очень важно. Также будут шоурумы для фирм, где все желающие смогут посмотреть и приобрести товары. Уверена, что проект обязательно реализуется.
Для справки: В Гильдию легкой промышленности АГС входит 21 компания, которые также являются членами ассоциации «Союзтекстиль».