Каждый бишкекчанин не раз отоваривался в столичных супермаркетах. Кто-то по привычке ездит на рынок, а кому-то легче переплатить немного и сделать покупки в светлом, теплом и чистом маркете, где товары разложены ровными рядами, где на расстоянии нескольких шагов можно найти все, что нужно.
Маркетологи, конечно, постарались усложнить жизнь покупателям и облегчить ее владельцам таких магазинов. Все самое нужное – хлеб, молочные продукты, мясо, расположено в самых отдаленных уголках, на пути к которым покупателя ожидают коварные ловушки – неоправданно дорогие статуэтки, свечки, вазочки, тарелочки, конфеты, жвачки. А все самое свежее спрятано под продуктами с истекающим сроком годности.
Но маркетинговые хитрости – не самое страшное, что может ожидать покупателя. Какие неприятности могут ожидать горожан в одном из первых появившихся в Бишкеке супермаркетов (назовем его супермаркет Zeta-X, или, например, просто Х), K—News рассказал бывший сотрудник этого заведения, увидевший работу магазина изнутри.
История № 1. В мясном отделе рвала и метала изрядно расстроенная покупательница. Ее случай не редкость – мясной фарш, купленный в супермаркете накануне, оказался совсем несвежим. У женщины умер близкий родственник, а мясо предназначалось для поминок. Она была крайне расстроена смертью близкого человека и позором перед гостями за несвежий обед, после которого, по ее словам, гости долго здоровались с унитазом.
После того, как ей нагрубил продавец, за ним супервайзер и директор маркета, она добралась до коммерческого директора. Нужно заметить, что руководство всеми правдами и неправдами пытается избегать разъяренных клиентов. Для этого и существует охрана при входе в администрацию и, как минимум, пара секретарш на пути к кабинету гендиректора, главная задача которых — не пустить незваных гостей к шефу.
Таких пострадавших покупателей много, но не все хотят трепать себе нервы разборками с руководством магазинов. Хотя встречаются и особо настырные, готовые ждать часами, пока у начальства закончится «важное совещание». Если вы все-таки дождетесь, перед вами разыграют великолепный спектакль (увидев в первый раз, я даже поверила в искренность своего шефа!).
Коммерческий директор предложил расстроенной женщине чай, искренне поразился, каким образом несвежее мясо попало в его маркет («Если бы я так не доверял Вам, я бы в жизни поверил в это! Спасибо, что сказали, нам нужны такие клиенты, как Вы, которые помогают нам разбираться с проблемами»). Вызвал к себе всех виновных (продавца, супервайзера, директора маркета), громко и картинно их отчитал. Обещал всех виновных оштрафовать, а то и уволить.
Покупательница успокоилась. Ее напоили чаем, расцеловали руки и проводили до двери. Справедливость восторжествовала. Хоть только и на словах. Никого не уволили и даже не оштрафовали за протухший продукт на прилавке. После ухода покупательницы коммерческий директор, пять минут назад оравший на своих подчиненных, сел с ними пить чай и посмеиваться над наивной женщиной.
Факт № 1. Супермаркет – это реализатор, пусть и крупный. И этот небезызвестный магазин тоже не исключение. Все продукты в магазин, включая мясные, молочные, колбасные изделия, муку, макароны, консервы, жвачки, поставляют на условиях кредита.
Поставщики поставляют, магазин реализует, а потом отдает деньги за проданный товар. Условия договора на поставку в этом супермаркете с каждым отдельным поставщиком разные. Но не припомню ни одного случая, когда эти условия соблюдались.
Во-первых, постоянно задерживались выплаты поставщикам. Едва ли не каждую неделю приходил один из них с судебным постановлением на право забрать долги прямо из кассы, при этом их опечатав. А для владельцев супермаркета это значит одно: опечатаны кассы — работа парализована. Уговорами и обещаниями, а если не срабатывало, то погашением части долга, проблем удавалось избежать. Некоторые поставщики смиренно терпели, потому что привыкли. Таковым и был поставщик мяса.
Вывод № 1. Мой шеф, на вопрос «Неужели вы никого не накажете за протухшее мясо? Не поговорите с поставщиком?» сказал следующее: «Мы должны ему несколько миллионов сомов, потому вынуждены брать то, что он нам дает. Если что-то скажем, мяса вообще не будет». Ну да, пусть уж лучше будут тухлые продукты, чем их отсутствие. Кстати, алкоголь в этом супермаркете не продают, грех, понимаете ли.
А учитывая, что долгов у этого супермаркета много, руководство не качает свои права перед поставщиками, а просто берет, что дают. Лишь бы давали.
История № 2. Акции и скидки любят все, хоть и понимают, что это все не от большой любви к покупателям в частности, и к человечеству в общем, а всего лишь маркетинг. В супермаркете «Х» не редко проводились розыгрыши, что-то вроде «сделайте покупку на 500 сомов и получите купон». Скидки на продукты, посуду, косметику – тоже не редкость. Правда, часто от подарков победители отказывались. А один покупатель и вовсе обиделся на то, что ему подарили совершенно ненужную вещь, да еще и низкого качества.
Факт № 2. Акции в этом супермаркете проводили ни столько с целью привлечь покупателей, а сколько с попыткой избавиться от залежавшегося товара. Бракованная посуда, страшные мягкие игрушки, пугающего вида вазы. Все это пылится на полках и ждет распродажи и скидок. Если уж и это не помогает, то руководство проводит розыгрыш, где благополучно от всего этого барахла и избавляется.
Скидки – вещь коварная, при которой супермаркет ничего не теряет. Вы же не знаете, во сколько обошелся этот набор сковородок хозяину магазина, поэтому 40 % уценка в глазах покупателей – это почти даром. На самом деле в супермаркете «Х» непродуктовые товары продают по цене, как минимум, в 2 раза превышающей себестоимость. То есть замечательный набор сковородок с 40 % скидкой, как правило, стоит еще раза в 2 дешевле.
Продукты питания со скидкой и вовсе могут быть опасными. Если ваза может пылиться на полке магазина 10 лет и с ней ничего не случится, то кетчуп, майонез, шоколад, макароны, консервы, запросто испортятся. И приближение срока годности продавцы могут заметить не сразу. Поэтому не редко в супермаркете «Х» начинали распродавать какой-либо товар, когда оставалось всего несколько дней до необходимости отправить его в мусорку. Благо воображения хватало: макароны отдавали по дешевке в комплекте с колой, прилавки с кетчупом обвешивали яркими этикетками «Скидки!». Кстати этот кетчуп после окончания срока годности в большом количестве появился в столовой для сотрудников, ешь – не хочу. Другие продукты – помятые овощи и червивые фрукты, также отправлялись на корм персоналу, а иногда и в кафе этажом выше.
Вывод № 2. На действительно хорошие ходовые товары скидок не делают, потому что их и так берут, так зачем же облегчать жизнь покупателям?
Перед тем как хватать товар со скидкой, лучше убедиться, что его срок годности не истек и нет никакого брака.
История № 3. Покупатель приобрел в супермаркете «Х» для своего ребенка игрушечную машину. По словам женщины, машина уже была сломанная, когда она принесла ее домой. Долго мама ребенка разбиралась с продавцами, те послали ее к начальнику отдела, тот не поверил, что машинка некачественная, мол, мальчик ее сам сломал. Настырная покупательница долго звонила в администрацию, где ей обещали разобраться. Тут нужно заметить, что руководство мало интересовалось жалобами, в лучшем случае выслушивало, но делать ничего не собиралось. Она пришла опять, ее попросили подождать, перезвонить, прийти через неделю…
Другая покупательница пыталась вернуть недешевый набор сковородок, тефлон с которого начинал слезать после первого мытья. Как можно догадаться, ей это не удалось.
Факт № 3. В супермаркете «Х» большая часть товаров – сковородок, утюгов, игрушек, привезена из Китая. Хоть руководство магазина и позиционирует свое детище, как гипермаркет с товарами высокого качества, привезенными совсем из другой страны.. Китайские товары, как известно, дешевле и ниже качеством. И скорее всего, на Ошском рынке или «Дордое» вы найдете то же самое, но в разы дешевле.
Если купленный товар оказался негодным, никто прямым текстом не станет избавляться от вас. Вам честно пообещают разобраться, но для этого требуется время. И ждать придется до тех пор, пока вам не надоест звонить и приходить. Какой бы ни был настырный покупатель, каждый день ходить и добиваться справедливости станет не каждый.
Вывод № 3. Вернуть свои деньги даже при наличии товарного чека пока мало кому удавалось. Ведь как доказать, что вы не поливали серной кислотой сковороду, с которой сошло тефлоновое покрытие, или отравились продуктами именно с этого супермаркета?
Ваши жалобы обязательно проверят, коммерческий директор лично убедился, что тефлон со сковородок отваливается, если его немного поковырять ногтем. Он расстроился, но сковородки остались на прилавке.
Неприветливый персонал, который откровенно неохотно реагирует на просьбы клиентов – тоже не в честь магазину. Как сказал мне начальник отдела кадров, когда я увольнялась, текучка персонала в супермаркете «Х» 100-процентная. Зарплаты мизерные, еще и задерживают постоянно, просроченный кетчуп на обед – как-то все это не располагает к хорошему настроению. Потому лица у продавцов хмурые, а руководство и не заставляет их улыбаться. Хоть бы работали в таких условиях, и то хорошо.
Нужно отдать должное и нашим чиновникам, которые проверяют супермаркет, принадлежащий иностранным гражданам, раза в 3 чаще, чем это необходимо. Но все санитарные, пожарные и прочие инспекции магазин проходит на ура. Благо, зарплаты у инспекторов небольшие, а взятки никто не отменял.