Алексей Василивецкий: Кыргызстан для России – один из немногих геополитических союзников

Автор -

    На вопросы информагентства K-News ответил Алексей Василивецкий, обозреватель сайта union-report.ru.

    Для небольшой страны с большими проблемами важным аспектом и выживания, и развития является отношение крупных геополитических игроков, с которыми есть устойчивая политическая, экономическая и социальная связь. Можно много дискутировать по поводу значения России для Кыргызстана. Но реалии последних лет указывают нам на однозначность главного вектора интеграции. Тем интереснее мнение российских экспертов о перспективах будущих отношений между двумя странами.

    Считаете ли Вы, что Кыргызстан является самой экспериментальной страной с точки зрения демократического и политического развития на территории бывшего СССР?

    Самой «экспериментальной» страной, наверное, была и остается Россия. Две «обороны» Белого дома в Москве чего стоили, а у вас в 1991 году все прошло тихо. Причем эти эксперименты в Российской Федерации, по моим ощущениям, отнюдь не закончены. Как, впрочем, не закончены и политические перемены в самом Кыргызстане.

    Слава богу, высшее руководство вашей страны пришло к мысли о том, что если Конституцию государства менять раз в полтора года, то граждане этот документ перестанут серьезно воспринимать. И потому руководство Кыргызстана стремится сохранить последнюю версию основного закона, пусть не во всем совершенную, пытается доказать, что способно действовать в соответствии с закрепленными этим законом «правилами игры». Пока это удается.

    Но сейчас кыргызстанское общество не то, что расколото – оно раздроблено почти до стадии «каждый сам за себя». Социальные группы не могут сформулировать и совместно защитить свои интересы. Отсюда, кстати, и появление десятков карликовых партий на выборах, ни одна из которых не в состоянии четко объяснить, чем она отличается от других. Когда муть отстоится, интересы определятся, встанет серьезный вопрос о переделе сфер влияния, о корректировке политической системы. 

    Как эксперты, так и простые люди в подавляющем большинстве считают, что интеграция России и Кыргызстана только вопрос времени. Есть ли основания считать, что это неизбежно? Почему?

    Интеграция в какой форме? В форме экономического и Таможенного союза? Или политическая интеграция, с едиными органами управления? На уровне деклараций Россия и Белоруссия сейчас, якобы, составляют единую конфедерацию. На самом деле, никаких общих органов управления нет – ни общего парламента, ни общего центробанка, ни, тем более, правительства. Более того, Александр Лукашенко, пока остается у власти, никогда на это не пойдет – зачем ему ограничивать свои полномочия?

    Когда в нынешнем году спикер Госдумы России Сергей Нарышкин попробовал заикнуться о том, что неплохо было бы создать сейчас общий парламент для стран-участников евразийской интеграции, его буквально зашикали представители стран-партнеров.

    Определенная экономическая интеграция с Россией уже началась, об этом говорят хотя бы новые проекты по строительству ГЭС. Но я с трудом могу себе представить совместный российско-кыргызстанский парламент. По какому принципу туда будут выбирать депутатов – в зависимости от численности избирателей? Чтобы на 100 россиян там было, допустим, три кыргызстанца? Вы на это пойдете? Или на паритетной основе, чтобы депутатов было поровну? На это, мне кажется, не согласится уже российское общество. То есть будет или нет интеграция политическая, и если да, то через сколько лет или десятилетий – я судить не берусь.

    Как эффективнее бороться с коррупцией, вместе или поодиночке?

    Если у Кыргызстана будет возможность наладить с Россией совместную работу по борьбе с отмыванием незаконных доходов, то это окажется очень полезно. Ведь часть средств чиновники-махинаторы из Кыргызстана выводят в Россию. С другой стороны, сейчас два наших государства пытаются наладить кооперацию хотя бы в борьбе с незаконным транзитом наркотиков, но результаты пока очень слабенькие (а ведь основной поток героина, транспортируемый через Кыргызстан, далее попадает как раз в Россию). Иными словами, есть, над чем работать.

    Тема совместного контроля за использованием государственных средств и борьбы с откатами встанет очень остро в случае, когда, бог даст, начнется реализация крупномасштабных проектов по строительству россиянами в Кыргызстане новых ГЭС. Суммы, которые в них инвестируют, исчисляются миллиардами долларов, и было бы очень грустно, если бы часть из них была использована нецелевым образом.

    Как утверждает Андрей Макаревич, средний по России уровень откатов чиновникам составляет 70 %. Причем в ответном слове президент России даже не опровергал эту цифру. В Кыргызстане уровень откатов, по крайней мере, вполовину меньше. Произойдет ли «повышение ставок» в Кыргызстане после присоединения к Таможенному союзу?

    Я не знаю, кому «откатывал» 70 % Макаревич и за что (согласитесь, точно знает все про сумму взятки либо тот, кто берет, либо тот, кто дает), не со сборов же от концертов, надеюсь? Тут ведь важны подробности – кому, за что? Если чиновнику за совместное хищение бюджетных денег – это одно, если гаишнику на улице – это другое. Сомневаюсь, что тут могут быть средние показатели, если мы говорим не о суммах, а о процентах (денег-то в России, очевидно, больше, и коррупционные расценки выше).

    Вопрос о том, кто кого может поучить технологии «распила» государственных средств – кыргызстанские чиновники своих российских коллег или наоборот – я все-таки оставлю открытым, ибо спорить можно до бесконечности. А вот что будет происходить конкретно на таможне – тема более актуальная.

    Я думаю, что никакого присоединения Кыргызстана к Таможенному союзу не произойдет как раз до тех пор, пока Россия не будет уверена: результатом присоединения не станет «черная дыра» на ее южной таможенной границе. Если брать аналогию с Казахстаном, то там обсуждался вопрос совместного таможенного оформления грузов – чтобы этим на территории Казахстана совместно занимались российские и казахские таможенники. До этого не дошло, казахи стоят на границе с тем же Кыргызстаном и с Китаем в одиночестве. Зато по наводке (или, скорее, по требованию) россиян было возбуждено так называемое «хоргоское дело», от названия таможенного поста Хоргос, по которому в тюрьме оказалось значительное количество высокопоставленных казахстанских таможенников. Возбуждены уголовные дела, поскольку Россия четко сказала: «Погуляли, и будет».

    Увеличатся ли размеры взяток на кыргызстанской таможне, если после вступления в ТС будет резко усилен контроль, или же импортеры предпочтут таможить товары «в белую»? Не знаю. Может, и вырастут, и что из того?

    Кыргызстан для России – это…

    Смотря по тому, что понимается под Россией. Для большинства россиян, увы, страна с нестабильным режимом, где в любой момент все может перевернуться с ног на голову (лично я, применительно к сегодняшнему Кыргызстану, так не считаю, но я говорю именно о большинстве). Для российского руководства – один из немногих оставшихся геополитических союзников, к тому же расположенный в стратегически важной географической точке — в сердце Центральной Азии. С учетом этого обстоятельства, такую союзную страну, пусть даже несопоставимую с Россией по размерам, стоило бы ценить. По крайней мере, мне хотелось бы так думать.

    Поделиться