Вчера, 20 ноября, в парке имени Горького в Бишкеке состоялась акция протеста, участники которой выступили против деятельности коммерческих банков и микрофинансовых организаций и даже угрожали самосожжением. В этой связи K-News попросил исполнительного директора Международного делового совета Актилека Тунгатарова прокомментировать ситуацию, сложившуюся сегодня на рынке микрокредитования.
«Я не знаю, кто эти люди: заемщики или нет. Но могу привести цифры. Сегодня заемщиками микрокредитных компаний, которых по республике насчитывается порядка 500, являются около полмиллиона человек. Общий кредитный портфель сектора составляет 17,6 миллиардов сомов. Однако возвратность кредитов высока – 97 %. Соответственно, только у 3 % заемщиков возникают проблемы с погашением долгов. Всего в Национальный банк Кыргызстана заемщиками было подано 527 заявлений против деятельности микрокредитных учреждений, т.е. свое недовольство в юридическом русле выразили всего 0,1 % заемщиков», – говорит Актилек Тунгатаров.
По его словам, проблема, о которой сигнализируют митинги, подобные тому, что прошел вчера в парке Горького, имеет социально-экономические корни.
«В стране тяжелая социально-экономическая ситуация. У людей нет работы. Поэтому они вынуждены прибегать к кредитам, чтобы иметь какие-то средства для становления собственного бизнеса. Но не все имеют склонности к тому, чтобы стать бизнесменами. Кроме того, из-за недостаточной финансовой грамотности имеют место случаи нецелевого использования кредита. На самом деле это проблема правительства. Созданием приемлемых социально-экономических условий для жизни граждан должно заниматься государство», – считает эксперт.
Актилек Тунгатаров пояснил, что хотя рынок микрокредитования Кыргызстана досконально не изучался, многие его коллеги считают, что сегодня в Кыргызстане наблюдается ситуация, которую можно назвать «перекредитованностью».
«Есть категория заемщиков, которые берут новые кредиты, не погасив уже существующие долги. В результате долги растут как снежный ком и, рано или поздно, человек попадает в долговую яму. Не все микрокредитные институты досконально проверяют кредитную историю потенциальных заемщиков. Наиболее ответственный подход в этом вопросе культивируют всего несколько довольно крупных компаний. Но на рынке есть и такие компании, которые, вероятно, информируют клиента не в полной мере. Хотелось бы, чтобы Национальный банк обратил на это внимание. Регулирование банковского сектора и сектора микрокредитования – это его компетенция, и для этого у Нацбанка есть вполне легальные рычаги», – говорит Актилек Тунгатаров.
В заключение эксперт отметил, что хотя проблему и следует решать системно, через принятие мер по повышению уровня жизни на уровне правительства и усиление надзора за рынком кредитования, в урегулировании текущей ситуации свою роль должно сыграть Министерство внутренних дел.
«На самом деле случаев, когда люди действительно никакими разумными методами не могут погасить свои долги, и доведены до крайней степени отчаяния, не так много. И с ними, насколько я знаю, ответственные микрокредитные компании работали и без каких-либо публичных требований. Полагаю, что МДВ в состоянии разобраться с каждым из таких случаев. Например, если человек был обманут кредитором, то нужно помочь восстановить справедливость и доказать это. Если же человек был надлежащим образом проинформирован о возможностях и рисках, но все равно довел себя до долговой ямы, разумней говорить об ответственности самого заемщика, и переговорах с микрокредитными компаниями по реструктуризации долга. Словом, нужно разбираться. Потому что прослеживается тенденция манипулирования частными случаями в корыстных интересах отдельных групп. В данном случае, вокруг небольшого количества заемщиков, которые по незнанию или в силу других причин оказались на грани банкротства, собрались другие, которые не обязательно могут являться заемщиками», – отметил Актилек Тунгатаров.