Народный сценарий триллера на дорогах

Автор -

Зима как всегда пришла неожиданно. Причем, неожиданность ни сколько не зависит от календарной даты. В этом году рано. Давно в Бишкеке гололед не начинался практически в середине ноября. Но так случилось, и на поверхность вылезли большие и малые проблемы и беды столицы. Передвигаться стало не просто скользко, а невыносимо.

Выигрывают те, кто перемещается в шаговой доступности. Пару раз грохнуться об лед на пути из дома в магазин – это мелочь по сравнению с проблемой перемещения, например, из центра в Институт Земледелия. Ниже – анатомия проблем, эдакий словесный демотиватор нашей действительности. И начнем мы с самого интересного.

Гиннеса на вас нет

Книга рекордов Гиннеса – сборник не только достижений, но и ярмарка тщеславия. Однако аналитики четко определяют, если в каком-либо направлении рекорды обновляются чаще, чем в других, то для общества интересны именно они. Можно создавать отдельную самостоятельную летопись. 19 девушек поместились в S автомобиле, 26 человек разместились в Мини Купере, 32 человека влезли в УАЗ-469 и проехали 10 метров. Могло бы крышу снести от таких фактов. Кому угодно, только не среднестатистическому бишкекчанину, который вынужден пользоваться местными маршрутками. Здесь на каждой остановке устанавливается новый рекорд вместимости бусика, причем, каждый день. Было бы смешно, если не было б так грустно. Остальных водителей на наших дорогах возмущает не только манера езды капитанов маршруток, но и банально их количество. Кажется, что они заполонили планету. Так от чего же там перманентная давка? Маршрутка или в первооснове маршрутное такси предполагало перевозить пассажиров в сидячем положении. До чего трансформировалась эта идея, знает каждый бишкекчанин, естественно, из тех, кто пользуется общественным транспортом. Урегулировать и регламентировать работу маршруток пока не удалось никому. Народная молва утверждает, что этот рынок поделен на самом верху политической элиты, соответственно изменить ситуацию могут только те, кому все это не выгодно. Такова народная точка зрения. И ее можно услышать каждый день в переполненной маршрутке.

У нас нет машин в вашем районе

Проблема доставки бренного тела из точки А в точку Б может решаться при помощи такси. И этого «добра» в нашем городе – на каждом перекрестке по десятку. Езжай – не хочу. А я хочу такси к подъезду! Почти два десятка транспортных компаний готовы после вашего звонка примчаться к вашему дому. На деле все обстоит намного сложнее. Такси, кажется, в городе просто нет. Вернее нет в вашем районе. Так отвечает каждый оператор в каждой компании. Это заговор диспетчеров или саботаж водителей? Нет. Это несовершенство отношений. Все очень просто. Транспортные компании – это фактически только офис с диспетчерами. Ибо других активов у большинства из них просто нет. Поэтому они и работают с частниками. Заключается договор с водителем на собственной машине. И все. Причем у частника фактически развязаны руки: хочет – работает, а хочет – нет. Теперь взглянем на ситуацию с точки зрения таксиста. Машина – его кормилица. Риск ее повредить в первые дни гололеда максимальный. Поломка приводит к ремонту в подавляющем большинстве случаев за свой счет, плюс простой. Система страхования в зачаточном состоянии, на компенсацию рассчитывать не приходится. Так лучше может быть дома пересидеть «День жестянщика»?

Народный транспорт № 1

Автобусы и троллейбусы уже более полувека возят бишкекчан. Но уж как-то несерьезно. То мы докупаем троллейбусы, то они куда-то пропадают. Получаем то ли по гранту, то ли в лизинг сотни автобусов, но они, почему-то, теряются на наших улицах. Хотя, сегодня можно с уверенностью говорить о том, что машины с большой пассажировместимостью комфортнее маршруток. Но они катастрофически не регулярны, видимо поэтому народ и предпочитает маршрутки. А ведь в большинстве городов европейского типа наемный общественный транспорт и есть симбиоз пассажирских большегрузов и такси. Азиатский трафик – это трехколесный мотороллер с пассажирами в кузове, под названием тук-тук. Именно он король городов от Исламабада до Сингапура. У нас бы тук-туки не прижились, не выдержали бы испытания гололедом. От того и ездим на маршрутках, каждый день устанавливая рекорды.

ДПС повышает бдительность

Усилия предыдущего кабинета по замене гаишников (здесь и далее используется народная терминология) на всевидящее око сотен видеокамер плавно сошло на нет. Новое правительство делает вид, что подобной инициативы просто не было. А вот ДПСники с наступлением холодов просто лишаются сна, в законном, между прочем, порядке.

Мобилизация! Она мобилизует, только вот на что. Посвистеть на перекрестке – это не самая главная миссия на дороге. Главной миссии лишил гололед. У большинства водителей ДПСники ассоциируются только с радаром, с помощью которого они пополнят бюджет. Де-юре – государственный, де-факто – свой собственный карманный. Таков основной ответ на вопросу: «Повлияет ли повышенная бдительность тех, кто с погонами, на общую безопасность на дорогах?». Опрос не проводи! К сожалению, гололед и организаторы порядка на дорогах – с разных планет. И от такой бдительности лучше никому не становится. Регулировщики неэффективны, на месте мелких контактов предпочитают разбираться сами, крупные столкновения – привлекают людей в погонах. Но их работа на месте – это повод «разобраться» с участниками, а не облегчить передвижение для всех остальных. И пусть не обижаются инспектора дорожного движения за такую оценку их работы, но это точно представленное среднестатистическое мнение народа.

Безбордюровый каток

Раньше на всех основных улицах с оживленным движением сторона дороги закачивалась бордюром. Но еще в советские времена кто-то обосновал их ненужность. Поэтому обочинами многих даже центральных улиц являются арыки. И в гололед они становятся ловушками для тех, кто допускает ошибки на скользкой дороге. Плюс, психологически опасаясь упасть в арык, водители паркуются чуть подальше, чем при ограждении бордюром. И вот это чуть-чуть от машины торчит на проезжей части. А потому как у нас существует «молчаливый заговор всех» парковаться, где угодно, невзирая на знаки и разметку, остаток улицы, возможный для свободного проезда, все время сужается. А совсем «весело» становится с приходом времени гололеда. Виноваты водители, которые нарушают, или блюстители, которые на все то безобразие махнули рукой? Вернее палкой, как там она у них называется… Виноваты городские службы, которые не могут организовать грамотный трафик. Во всем мире городское движение отрабатывается на компьютерных моделях, и внедряется в города. В Европе машин больше, улицы там уже, а пробок или меньше или вовсе нет. Стамбул, Вена и даже Париж или Лондон. У нашей мэрии хватило изобретательности только брать деньги в местах остановок. Безработный с новостройки, жилет, жезл, – и вот вам сборщик податей, взамен которой квитанции обычно не бывает. Только вот для кого? Народ интересуется…

Остановка, как рудимент

В последнее время все чаше попадают на экран TВ, в газеты и Интернет происшествия на остановках. Эта картина наблюдается в разных городах и странах бывшего СССР. Эффект боулинга. Как будто провидение своей безжалостной рукой направляет пьяных водителей в места скопления людей непосредственно у дороги. Случаи ужасны, жертв масса. Но для нас эта статистика оказывается не показатель. У нас пропало само понятие остановки, ибо маршрутку можно остановить везде. Даже в самом среднем ряду движения. Психология водителя ужасна. Он предпочитает высадить пассажира хоть в центре дороги, чтобы не терять время на парковку на обочине. Поэтому мы и имеем проблему опасности посадки-высадки пассажиров, взамен стояния на остановках. Плюс проблема пешеходных переходов. И сейчас по статистике – самое большое количество ДТП именно на переходах. Ну не хотят те, кто за рулем, пропускать тех, кто без. Такова традиция нашего города, которая сильнее правил дорожного движения. Правда, пешеходы у нас не лучше водителей. Где не надо перейти проезжую часть – это у нас запросто. Или перебежать дорогу по гололеду. Только вот не думаем мы, что можем поскользнуться и упасть, а надвигающемуся на нас транспорту тормозить придется тоже по гололеду…

В качестве послесловия

Представленный текст – не аналитическое исследование, а просто набор картинок из нашей действительности. Представленных глазами среднестатистического бишкекчанина. Драматургии здесь не меньше, чем в сценарии для блокбастера. Только блокбастер этот – точно не мелодрама, и не комедитя, скорее – триллер или, как теперь можно говорить, хоррор.

Поделитесь новостью