Что же мы выбрали на этот раз? Кого? Почти понятно, правда ЦИК уж очень долго считает, – видимо, не все так просто. А вот что выбрали? И для чего? Остается вопросом.
Веселая карусель
В СССР был такой альманах мультфильмов со вступительной песенкой «Карусель, карусель – это радость для нас. Прокатись на нашей карусели!». Выборы наши кенешные напомнили именно сборник мультфильмов. Кстати, через «Веселую карусель» прошли все наиболее знаковые мультяшки из советского детства. Воспитательный эффект огромный, память на всю жизнь. Оттого и напоминают главные действующие лица недавней политической кампании некоторых из рисованных персонажей.
Кот в сапогах, особенно в той части мультика, где все говорили про земли, луга, замки Маркиза Карабаса. И не потому, что ему много что принадлежит, а потому что он со шпагой. Но не такой острой, как у трех мушкетеров. Скорее манипулятор, который может уговорить льва превратиться в мышь.
Другие двое – Винни Пух в гостях у Кролика. Из серии «Кто ходит в гости по утрам…». Винни Пух объелся и вылезти из норы не может, а Кролик его усиленно в попу подталкивает. Там мораль в том, что не стоит входить туда, откуда можно не выйти.
Акела из мультфильма про Маугли. Он всегда мудр, и при любом раскладе находится над схваткой. Но все, к сожалению, заканчивается тем, что гиены разносят по джунглям страшную весть: «Акела промахнулся». И этот дамоклов меч висит над каждым «акелой».
Если вы узнали кого-то из персонажей, то это точно ошибка, автор имел в виду совершенно других. Но вывод из экскурса в детство один: как бы не позиционировались люди в «парке развлечений» под названием политика, главным аттракционом остается все равно карусель. По крайней мере, в нашем парке.
Грустная карусель
Именно грусть вызывает и сам процесс и то, как он освещается. Предвыборная кутерьма все больше скатывается к тезису – будут ли нарушения или нет. И все уже точно знают, что обязательно будут. Ну, таков наш менталитет. Никакого креатива. Лет 10-15 назад предвыборные кампании были интереснее. Чувствуется, что профессионалы или поуезжали, или оказываются невостребованными. Партии, построенные практически по региональному, областному и родовому признакам, предпочитают специалистов по предвыборке исключительно из своих. Пусть не очень грамотных, за то верных. Заезжий российский спец по предвыборным технологиям, при мне рассматривал кучу предвыборной макулатуры. Его резюме – ниже плинтуса. Ни идей, ни подачи, ни вида. Даже никто не заимствовал из других источников. Складывается впечатление, что предвыборные кампании – типа народного вида спорта. Тогуз коргоол. Играет только один народ. Сам определяет правила, сам выбирает лучших. Получается – лучших в мире.
Трендом нынешней выборной кампании стало слово «карусель». Действительно есть такой противозаконный способ влиять на результаты выборов. Но он далеко не единственный. Есть масса других уловок и нарушений закона. Даже более эффективных. Но все громко вопят только про «карусели». И до, и во время, и после выборов. В итоге все равно все успокоятся. Покаруселили и будет. Посмаковали подробности нарушений у соседей и хватит. По всему «политический год» близится к завершению, и конца Света не предвидится. Треть населения поактивничала за всех, две трети – просто не включились в процесс. Вернее выключились. Но это их право.
Карусельные кенеши
Скоро, очень скоро приступят к работе кенеши, выбранные в результате честного голосования, «каруселей», вбросов и иных фальсификаций. Что выбрано, то выбрано. И получает каждый айыл и каждый город свой маленький местечковый парламент. Демократия-то у нас, вы помните, какая по Конституции. И все ведь будут копировать Большой Кенеш. И вот тут начнется… А не понятно, что начнется, ибо ближайшая перспектива самого Жогорку Кенеша, как-то тоже встала под знак вопроса после выборов. Ивопрос простой. А развалится ли нынешняя коалиция большинства. Катализатором стал лидер парламентской коалиции. Феликс Кулов сказал, что он уходит с важной парламентской должности. Ему ответили.
Некоторые цитаты
Феликс Кулов: «У нас было прекрасное взаимопонимание с Омурбеком Текебаевым, с Чыныбаем Турсунбековым. Но, увидев итоги, у меня зародилось недоверие к ним. Оставаться на посту (лидера парламентской коалиции – прим. ред.) для меня неприемлемо. Я основывался на доверии. Лидеры фракций тоже были уверены в том, что выборы пройдут чисто. На прошлых выборах были правонарушения, но не такие массовые, как в этот раз».
Ахматбек Кельдибеков: «Эта коалиция – уже третья по счету. Будущего у этой коалиции не было изначально. На выборах фракции, состоящие в коалиции большинства, должны были поддерживать друг друга. Но они кинули друг друга. Я понимаю причину, по которой Феликс Кулов снял с себя полномочия. Я думаю, это правильное политическое решение. Я думаю, «Ар-Намыс» может выйти из коалиции, и тогда она развалится».
Омурбек Текебаев: «Причин, по которым в стране может возникнуть парламентский кризис, нет. Вопрос выхода одной из фракций из состава коалиции большинства на повестке не стоит. Я уважаю мнение отдельных депутатов «Ар-Намыса», но это их мнение».
Нурлан Мотуев: «Выборы прошли грязно. Это все видели. Все знают. Но знаете, я рад результатам. Пускай грызутся, пускай Феликс Кулов разваливает парламентскую коалицию большинства. Меня это только радует. Перегрызут друг друга, а тогда уже народ выскажет свое категоричное мнение. Вот тогда посмотрим».
Мнения о перспективах разделилось поровну. Персоналии высказались. Каждый в своем стиле. Кто на какого героя из «веселой карусели» похож, пусть читатели сами вспоминают. Серьезные комментарии излишни. Самый продвинутый эксперт-аналитик вам сегодня не скажет, чем закончатся состоявшиеся выборы. Как повлияет Большой Парламент на парламенты малые. Политическая борьба продолжается. Но хочется верить, что в данной ситуации разум окажется выше амбиций, прощение – главнее обид. Тогда, может, вырулим в следующий год без существенных потерь. Хотя в Кыргызстане все возможно.