Есть ли в Кыргызстане бесплатное образование? Можно ли назвать его бесплатным, если родители все равно за что-нибудь платят школе?
Честные, но не частные
В республике 2 тысячи 205 общеобразовательных школ. Среди них есть так называемые статусные школы, учеба в которых может поспорить по затратам со стороны родителей, с престижными частными лицеями. В основном, это школы, директорам которых удалось сохранить сильный педагогический состав, привлечь молодых и перспективных учителей, многие из которых работают по авторским программам. Классы там переполнены. Попасть в такую школу ребенку даже по месту жительства будет довольно трудно. Дело в том, что в школах есть традиционный добровольный взнос от родителей. В простых школах он варьируется от 1 тысячи до 2,5 тысяч сомов. В статусных от 6 с половиной тысяч и выше, плюс еще ежемесячные доплаты на охрану, техничек, дополнительные занятия и факультативы. И, несмотря на такие суммы, от желающих «впихнуть» свое чадо именно в известную школу нет отбоя. Пусть даже ребенку придется ежедневно тратить на дорогу по два часа.
Почему же эти школы так востребованы? Как я уже говорила, там сохранился сильный педагогический состав. Если родители планируют, что их дети будут поступать в престижные вузы, возможно, даже за рубежом, то без крепкого базового среднего образования им не обойтись. Очень многие уезжают из страны и детей устраивают с таким прицелом, чтобы в России или Казахстане им не пришлось бы догонять по программе своих сверстников. Но, должна отметить, что хороший уровень образования у нас весьма условный. Если сравнивать с новостройками или регионами – да. Может показаться, что в этих школах готовят маленьких профессоров. Однако если сравнивать с центральными регионами той же России…
Сын моей подруги учился до 9-го класса в статусной бишкекской школе, с хорошей репутацией. Ее очень рекомендуют тем, кто собирается на ПМЖ в Россию – мол, уровень не ниже. Мальчик умненький, побеждал на республиканских олимпиадах по математике и физике. Очень увлекается историей. В общем, переехали они в Москву. Там у ребенка начались проблемы в школе, двойки по физике…
Этот частный случай вполне может служить иллюстрацией того, как уровень обучения по физико-математическому направлению в Кыргызстане сильно упал за последние 10 лет.
Частные – несчастные
В Кыргызстане работает сейчас 59 частных школ. Большая часть из них находится в Бишкеке.
О качестве обучения в них ходят противоречивые сведения. Одни считают, что образование в частных школах не в пример лучше государственных, другие – что в таких заведениях толком ничему не учат. В одном из своих выступлений ректор Бишкекской финансово-экономической академии Абдрахман Мавлянов высказал мнение, что частные школы и лицеи дают не только лучшее образование, но и воспитание.
Однако, по данным Центра оценки в образовании и методов обучения, по итогам тестирования ЕГЭ золотые сертификаты получают чаще всего выпускники государственных школ. Лишь изредка лучшие результаты тестирования показывают ученики частных учебных заведений.
Нередки случаи, когда родители в спешном порядке переводят своих детей из частных школ в государственные.
«В прошлом году к нам перешли два мальчика из разных частных школ. Один из них вообще не знает программы прошлого класса. Прибавьте к этому неумение работать самостоятельно. В частной школе с ним нянчились, разжевывали ему непонятную тему персонально, помогали делать домашнюю работу и постоянно хвалили. Ребенок не готов воспринимать критику и не имеет представление о школьной дисциплине», — рассказывает учитель младших классов столичной средней школы №1.
Тем не менее, государственные мужи частенько заговаривают о том, что необходимо переводить образование на коммерческие рельсы, сделать обучение платным и смелее вводить частные школы. Так, Омурбек Бабанов, в свою бытность премьер-министром страны, неоднократно заявлял о необходимости увеличивать частные школы. По его словам, у граждан должна быть возможность выбора.
«60 частных школ для Кыргызстана – это мало. Увеличение их числа создаст условия для улучшения положения в системе образования. Самое основное – организовать учебный процесс согласно требованиям», — сказал Омурбек Бабанов.
Этот вопрос рассматривали неоднократно на общественных форумах и круглых столах. Как отметил на одном из таких форумов член экспертной группы «Реформа» Искендер Шаршеев, необходимо ввести рыночный механизм в системе образования.
«Пусть будут частные школы, находятся инвесторы, которые создавали бы образовательные учреждения и вели менеджмент. Нужно оставить долю бесплатного образования. Но остальные услуги должны быть основаны на принципах свободного рынка, чтобы у родителей был выбор. Если услуги за образование, например, будут стоить 500 сомов в месяц, то около 60 процентов граждан смогут спокойно их оплачивать», — считает Искендер Шаршеев.
В принципе, для родителей, которые ежемесячно выкладывают за обучение своих детей в статусных столичных школах в среднем от полутора до 3 тысяч сомов, переход на платное обучение не станет проблемой. Увеличение количества частных учебных заведений означает усиление конкуренции, что поспособствует снижению цен и повышению качества преподавания в таких школах.
Если разобраться, рыночные механизмы уже давно действуют в нашем среднем образовании. В областях, где у населения доходы значительно ниже сильных школ практически не осталось. Многие учителя либо переехали за границу, либо перебрались в Бишкек и Ош, либо вообще сменили род деятельности.
Лучшие учителя там, где лучше условия труда и выше зарплата. А это те самые статусные школы, попасть в которые и учиться можно только за деньги.
Так что есть смысл пересмотреть свой взгляд на равный доступ к качественному обучению в нашей стране. Если образование и так платное, не сделать ли его таким совершенно официально, на государственном уровне и положить конец школьным поборам и равнодушию учителей. Тем более что успешное усвоение этих знаний во многом зависит от самих учеников, от их заинтересованности в обучении.
Не без «но»…
Но тут есть одно «но». Нет механизма регулирования образовательной деятельности частных школ. Наше государство уже столкнулось с проблемой, когда оказалось, что в частных мусульманских школах детям внушают вещи, которые можно расценивать, как экстремистские. Но проверить эту информацию нет никакой возможности, поскольку министерство образования не может вмешиваться в работу частных учебных учреждений. А значит, не может контролировать и уровень преподаваемых там знаний.
Конечно, если частные школы будут выпускать неучей – рано или поздно к ним перестанут приводить детей, и они закроются сами, потому что рынок имеет свойство саморегулироваться. Но, все-таки, государство должно более серьезно подойти к сертификации частных учебных заведений. Сегодня их проверяют в основном по техническим и санэпидимологическим параметрам, и мало интересуются программой обучения. К сожалению, папы и мамы чаще всего не в курсе таких нюансов и проверив сертификат, со спокойной душой отдают детей в обучение таким «частникам».
Конечно, полностью переводить образование на рельсы рыночных отношений нельзя. Об этом свидетельствует опыт развитых стран. Все дети страны должны иметь возможность получить элементарные базовые знания по основным предметам. Но давно пора признать, что в Кыргызстане качественное образование получают те дети, чьи родители имеют возможность платить «добровольные» взносы в фонд школ и за дополнительные занятия с учителями.
Юлия Дивеева