Талант Джумабаев: Только коммерческое кино у нас малоперспективно, людям требуются картины «для души»

Автор -
707

Талант Джумабаев является режиссером многих документальных фильмов, в частности кинолент «Уроки истории» и «Культурный императив». Кинематографист написал также несколько сценариев для современных некоммерческих кинолент.

Сегодня Талант Джумабаев ведет телепрограмму «Кинограф» о национальном кино в эфире Кыргызской телерадиовещательной корпорации. Опытный кинематографист поделился с KNews своим экспертным мнением о настоящем состоянии и перспективах развития современного кыргызского кино.

Знаете ли Вы, как окупаются сейчас фильмы кыргызстанского производства?

Если верить некоторым продюсерам, то коммерческое кино – просто золотая жила. Другие жалуются на трудности с окупаемостью. Истина, как всегда, посредине. Что-то окупается, что-то нет. Но, судя по тому, что появляются новые и новые коммерческие фильмы, дело это достаточно прибыльное. Я непосредственного отношения к производству не имею, но по долгу службы общаюсь иногда с продюсерами. Люди они коммерчески скрытные, о своих доходах распространяться не любят, однако дела своего не бросают. О конкретных ценах мы никогда не узнаем, но дело ведь не в этом…

Вы наблюдали, с каким успехом проходят прокаты фильмов в действительности?

Часть фильмов, которые шли в Историческом музее, кинотеатре «Манас», пользовались успехом, судя по длительности проката. Например, «Президент и бомж», «Любовь дочери министра» и другие. Коммерческое кино ориентировано на публику, которая хочет развлечься, приятно провести время. Поэтому обе стороны знают, чего хотят. Разочарования редки. Так что воспринимают зрители хорошо. А те, кто ожидал голливудского качества, бывают недовольны. Но опыт постепенно расставляет все по своим местам.

Какие удачи и провалы кинокартин 2012 года можете назвать?

Здесь мнение абсолютно субъективное. Но если имеется в виду коммерческий успех, то в этом году, мне кажется, недобрали денег такие фильмы, как «Дотянуться до звезды», «Мечтатели», а из некоммерческих – картина такого известного режиссера, как Эрнест Абдужапаров «Шахрезада из Кукушкино». Но она могла бы получить больше признания, на мой взгляд. Да и картина московско-кыргызского режиссера Нурбека Эгена «Пустой дом» больше прозвучала не из-за коммерческого успеха, а из-за претензий части зрителей к содержанию.

Как Вы сопоставите старое кино («Кыргызское чудо») с новыми фильмами? 

Эти вещи трудно сопоставить. Разные эпохи, разные задачи. Кстати, насколько мне говорил Альгис Видугирис, «Кыргызским чудом» вначале называли документальное кино. А из художественных к этой категории можно отнести считанные работы. На мой личный взгляд, с точки зрения художественного уровня лучшие современные картины не дотягивают до масштабов лучших советских. Но тогда понятие «коммерческое кино» было ругательным, господствовала идеология. А сейчас переходный период. Но мне думается, только коммерческое кино у нас малоперспективно, потому что менталитет у нас евроазийский, и ему обязательно потребуются картины «для души».

Видите ли Вы потенциал в современных кинематографистах?

Потенциал на то и потенциал, что это, скажем так, теоретическая возможность. Кинематографисты сейчас снимают много, больше, чем в советское время. А кто из них «выстрелит» — никто не знает. Ставить можно на всех. Вопрос в том – будет ли счастливое стечение обстоятельств, встанут ли звезды, как надо, образно говоря. Но так было всегда. Так что я весьма оптимистичен во взгляде на само существование национального кино, а вот по части художественных достоинств – как Бог даст. Здесь никто гарантий не даст.

Затронет ли Вашу личную работу принимаемая «Концепция развития кино до 2020 года»? Что можете по этому поводу вообще сказать?

Насколько я знаю, концепция еще на стадии обсуждения. Я думаю, впереди еще дискуссия в среде широкой кинематографической общественности. Текста еще не читал, но в общих чертах знаком с идеями. Вы знаете, в такого рода документах всегда излагаются, так сказать, организационные меры – и только. Это неизбежно, потому что невозможно запланировать творческие успехи. Так что остов концепции со временем должны наполнить плотью молодые кинематографисты своими идеями, талантами, фильмами.

Поделиться