Талант Джумабаев: Только коммерческое кино у нас малоперспективно, людям требуются картины «для души»

Автор -
545

Талант Джумабаев является режиссером многих документальных фильмов, в частности кинолент «Уроки истории» и «Культурный императив». Кинематографист написал также несколько сценариев для современных некоммерческих кинолент.

Сегодня Талант Джумабаев ведет телепрограмму «Кинограф» о национальном кино в эфире Кыргызской телерадиовещательной корпорации. Опытный кинематографист поделился с KNews своим экспертным мнением о настоящем состоянии и перспективах развития современного кыргызского кино.

Знаете ли Вы, как окупаются сейчас фильмы кыргызстанского производства?

Если верить некоторым продюсерам, то коммерческое кино – просто золотая жила. Другие жалуются на трудности с окупаемостью. Истина, как всегда, посредине. Что-то окупается, что-то нет. Но, судя по тому, что появляются новые и новые коммерческие фильмы, дело это достаточно прибыльное. Я непосредственного отношения к производству не имею, но по долгу службы общаюсь иногда с продюсерами. Люди они коммерчески скрытные, о своих доходах распространяться не любят, однако дела своего не бросают. О конкретных ценах мы никогда не узнаем, но дело ведь не в этом…

Вы наблюдали, с каким успехом проходят прокаты фильмов в действительности?

Часть фильмов, которые шли в Историческом музее, кинотеатре «Манас», пользовались успехом, судя по длительности проката. Например, «Президент и бомж», «Любовь дочери министра» и другие. Коммерческое кино ориентировано на публику, которая хочет развлечься, приятно провести время. Поэтому обе стороны знают, чего хотят. Разочарования редки. Так что воспринимают зрители хорошо. А те, кто ожидал голливудского качества, бывают недовольны. Но опыт постепенно расставляет все по своим местам.

Какие удачи и провалы кинокартин 2012 года можете назвать?

Здесь мнение абсолютно субъективное. Но если имеется в виду коммерческий успех, то в этом году, мне кажется, недобрали денег такие фильмы, как «Дотянуться до звезды», «Мечтатели», а из некоммерческих – картина такого известного режиссера, как Эрнест Абдужапаров «Шахрезада из Кукушкино». Но она могла бы получить больше признания, на мой взгляд. Да и картина московско-кыргызского режиссера Нурбека Эгена «Пустой дом» больше прозвучала не из-за коммерческого успеха, а из-за претензий части зрителей к содержанию.

Как Вы сопоставите старое кино («Кыргызское чудо») с новыми фильмами? 

Эти вещи трудно сопоставить. Разные эпохи, разные задачи. Кстати, насколько мне говорил Альгис Видугирис, «Кыргызским чудом» вначале называли документальное кино. А из художественных к этой категории можно отнести считанные работы. На мой личный взгляд, с точки зрения художественного уровня лучшие современные картины не дотягивают до масштабов лучших советских. Но тогда понятие «коммерческое кино» было ругательным, господствовала идеология. А сейчас переходный период. Но мне думается, только коммерческое кино у нас малоперспективно, потому что менталитет у нас евроазийский, и ему обязательно потребуются картины «для души».

Видите ли Вы потенциал в современных кинематографистах?

Потенциал на то и потенциал, что это, скажем так, теоретическая возможность. Кинематографисты сейчас снимают много, больше, чем в советское время. А кто из них «выстрелит» — никто не знает. Ставить можно на всех. Вопрос в том – будет ли счастливое стечение обстоятельств, встанут ли звезды, как надо, образно говоря. Но так было всегда. Так что я весьма оптимистичен во взгляде на само существование национального кино, а вот по части художественных достоинств – как Бог даст. Здесь никто гарантий не даст.

Затронет ли Вашу личную работу принимаемая «Концепция развития кино до 2020 года»? Что можете по этому поводу вообще сказать?

Насколько я знаю, концепция еще на стадии обсуждения. Я думаю, впереди еще дискуссия в среде широкой кинематографической общественности. Текста еще не читал, но в общих чертах знаком с идеями. Вы знаете, в такого рода документах всегда излагаются, так сказать, организационные меры – и только. Это неизбежно, потому что невозможно запланировать творческие успехи. Так что остов концепции со временем должны наполнить плотью молодые кинематографисты своими идеями, талантами, фильмами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться