Депутат Жогорку Кенеша от фракции «Ар-Намыс», председатель Комитета по обороне и безопасности Токон Мамытов в интервью K—News рассказал о проблемах на границах Кыргызстана и о путях их решения.
На днях произошел конфликт на кыргызско-узбекской границе, скажите, почему возникают такие проблемы?
Одной из причин подобных конфликтов, безусловно, являются неоформленные юридическим путем границы с соседними странами. На данный момент оформлены границы Кыргызстана с Казахстаном и Китаем, а с Узбекистаном и Таджикистаном межправительственные комиссии по делимитации и демаркации госграниц пока не завершили работу и соответствующие соглашения еще не подписаны. Сегодня предварительно согласованы около 1 тысячи 100 километров границы с Узбекистаном из 1 тысячи 375 километров. Более 200 километров еще не описаны, а это примерно 58 участков. Оформление границ — это сложный процесс, но радует то, что уже взаимно согласовали большую часть. Немного хуже ситуация обстоит с Таджикистаном — там из 971 километра описано лишь порядка 60 %.
Почему процесс установления границ с Узбекистаном и Таджикистаном затянулся, тогда как с Китаем и Казахстаном не возникло особых проблем?
Некоторые трудности заключаются в том, что существуют 2 документа о разделении границ между Кыргызстаном и Узбекистаном, Кыргызстаном и Таджикистаном. Это документ 1926-1927 годов и более поздний, 1940-1950 годов. В них указаны разные границы, в этом и состоит проблема. Но работа сейчас ведется, и пока мы не оформим границы в соответствии с международными стандартами, конфликтные ситуации будут продолжаться.
Тем более, линии границ с Китаем и Казахстаном тоже были установлены не за один день, была проделана большая работа. А в оформлении границ с Таджикистаном и Узбекистаном мы прошли несколько этапов, первый начался после установления независимости и продлился до конца девяностых. Тогда Саламатом Аламановым, заведующим отделом Аппарата правительства, была проделана хорошая работа, но, если быть откровенным, тогдашнее правительство, президент и парламент просто пустили дело на самотек. После мартовской революции 2005 года снова наблюдалась активизация, но и тогда власти заняли наблюдательную позицию, и работа не была эффективно продолжена.
В 2008-2010 годы этому направлению совсем не придавали значения, а после апрельской революции все были заняты выборами и забыли приграничные вопросы. И вот только в 2011-2012 годы началась работа в этой сфере. Но сейчас мы прошли лишь маленький участок дороги. Однако меня радует то, что есть политическая воля, как со стороны Узбекистана, так и со стороны президента, правительства и парламента Кыргызстана. Раньше этой воли не было. Нигде нет самостоятельной пограничной структуры, а у нас она есть. Президент страны понял, что вопрос границ сейчас самый важный для Кыргызстана. Страна какое-то время может прожить без Конституции, герба, гимна или флага, но без своей территории и четких границ не проживет ни секунды. Я считаю, что президент сделал правильный шаг, когда в конце 2012 года образовал отдельную Государственную пограничную службу, которая подчиняется главе государства, и руководители назначаются президентом. Это говорит о том, что Кыргызстан намерен на основе взаимного уважения и добрососедства решать пограничные вопросы со своими соседями.
Как Вы думаете, каким образом можно решить проблемы, которые постоянно возникают в приграничных районах?
В приграничных районах ситуация действительно сложная, поэтому парламентом был принят соответствующий документ о том, что правительству необходимо разработать программу для улучшения качества жизни населения, проживающего вблизи границ. Правительству необходимо разработать специальную программу по экономическому развитию приграничных районов и изыскать средства для ее реализации. Это льготы для населения, низкопроцентные кредиты, освобождение от налогов, создание дополнительных рабочих мест и так далее. Эти вопросы необходимо решать. Если население уходит от границы, то граница также будет передвигаться вслед за населением. Так мы можем потерять свою территорию.
Также необходима государственная программа по обустройству наших границ, ряд моих коллег вместе с командованием Погранслужбы планируют разработать такой проект, в случае принятия это будет серьезный документ, рассчитанный на 5-10 лет.
Важную роль играют и местные власти. Руководители поселковых, районных, городских и областных отделов милиции, прокуратуры, погранслужбы, ГКНБ и других структур должны работать с населением, доводить до них все нормативные акты о порядке пересечения границы, пребывания на территории соседних стран и так далее.
Кроме этого, нужно налаживать контакты с соседями. Губернаторы двух стран, руководители милиций, прокуратур и других ведомств должны иметь прямую связь друг с другом, чтобы при возникновении конфликтных ситуаций иметь возможность оперативно совместно решать проблемы.
Некоторые говорят о заинтересованности третьих сил в подобных конфликтах…
Это тоже немаловажный фактор. У меня нет конкретных фактов, но я допускаю, что такие конфликты, возможно, могут быть использованы внешними силами. Для этого достаточно столкнуть и поссорить родственные народы. Даже есть заключения экспертов, политологов по вопросам безопасности, которые отмечают, что в 2013, 2014, 2015 годы в Ферганской долине могут возникнуть конфликты. В них могут быть заинтересованы религиозные движения, террористические организации, группировки, занимающиеся незаконным оборотом наркотиков и оружия. Не нужно забывать и о незаконных группировках на территории Пакистана и Афганистана, которые, по последней информации, под давлением властей начали передислокацию в сторону Центральной Азии, поближе к Таджикистану. Для них это мост, по которому можно пойти в Кыргызстан, Узбекистан, Казахстан, на Кавказ и Поволжье России. События на границе Кыргызстана и Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана или Таджикистана и Узбекистана представляют интерес для всех регионов Центральной Азии, в том числе для России. Поэтому правоохранительные органы должны работать на двухстороннем и трехстороннем уровне, чтобы не допустить проблем. Любой бытовой конфликт должен быть погашен на месте, иначе через несколько дней можно будет увидеть тяжелые последствия и заинтересованные силы.
Вы сказали об опасности конфликтов и для России, которая часто выделяет средства для укрепления кыргызских границ. Насколько эффективно используются эти средства?
Я должен отметить, что в вопросах укрепления границ, обороноспособности Кыргызстана Пограничной службе, Министерству обороны, органам безопасности, органам внутренних дел помогают не только Россия, но и Китай, США, Турция, Германия, Франция и другие страны. За последние 10 лет было оказано очень много помощи. Это военная техника, грузовые автомобили, легковые машины, специальное оборудование, мебель, компьютерная техника, строительство зданий. Нельзя говорить о том, что помощь не дошла до адресатов. Я не могу говорить обо всем периоде, но за последние годы, будучи депутатом, я отслеживаю ситуацию и могу сказать, что помощь дошла и используется эффективно. К сожалению, наши финансовые возможности не позволяют самим эффективно укреплять границы и помогать развиваться нашим службам, поэтому мы с благодарностью принимаем помощь.
Говорят, что ранее Кыргызстаном было озвучено предложение обменять анклавы с узбекской стороной. Что Вы можете сказать по этому поводу?
Это было на уровне разговоров в течение последних 20 лет, но не было принято никакого решения, каких-либо соглашений по данному вопросу нет. В 2007 году журналисты подняли документ о том, что в 2002 или 2003 году был подписан протокол о том, что возможно рассмотрение этого вопроса, но дальше дело не пошло. Я считаю, пока не определены линии границы, этот вопрос не стоит обсуждать, потому что это изменение госграницы. Это серьезный вопрос, надо быть очень осторожным, внимательным и взвешенным, прежде чем что-либо решать.
В СМИ появилась информация о том, что Вы играли не последнюю роль в освобождении заложников из села Хушяр…
Нельзя сказать, что я все решил, это неправда, и я с этим не согласен. Большую работу проделали правительство и местная администрация. Работа проходила на двух уровнях – местные власти: губернатор, министр МВД,глава погранслужбы, областной прокурор, а также премьер-министр, руководитель межправительственной комиссии по делимитации и демаркации, спикер, ряд депутатов. Нужно отметить хорошую работу областной прокуратуры, которая, не дожидаясь пока ей принесут информацию, возбудила уголовные дела, такая оперативность наблюдается впервые.
Была проведена встреча с представителями Ферганской администрации, были организованы переговоры, что и закончилось тем, что все граждане были освобождены. Поверьте, бегали все, чтобы решить этот вопрос, и я, как депутат, выполнял свою работу.