В 2014 году войска НАТО перейдут от ведения боевых действий в Афганистане к выполнению миссии поддержки местных сил безопасности, подготовке силовиков, военных, советнической миссии в Афганистане. Часть войск НАТО будет выведена. Страну уже покинули французские военные. Талибы заявили, что они продолжат воевать, если американские войска останутся в Афганистане после 2014 года. Западные эксперты и политики уверены, что если Североатлантический Альянс оставит свои позиции, Центральную Азию захлестнет волна наркотиков. Какие угрозы в этой связи стоят перед мировым сообществом и Кыргызстаном в частности, K—News рассказал полковник службы наркоконтроля в отставке, директор Центрально-Азиатского центра наркополитики Александр Зеличенко.
Изменилась ли ситуация с наркотрафиком за последние годы? Оправдано ли было присутствие войск НАТО в этой стране?
Я не согласен с теми, кто говорит, что США ничего не делает в Афганистане для борьбы с накопроизводителями и наркотрафиком. Это не так. Меня трудно заподозрить в любви к Соединенным Штатам, но давайте будем объективны. Наверное, можно было сделать и больше. В самом начале Штаты пытались искоренить выращивание мака, уничтожали самостоятельно плантации. Но тут же поднялись крестьяне. Дело в том, что примерно каждый 5-й афганец кормится за счет опия, это его кусок хлеба и предложить другую альтернативу НАТО ему не смог. Там меняли инфраструктуру, запрещали импорт зерновых, чтобы внутри страны выращивали рис, просо, пшеницу и не сеяли мак. Предлагали массу других инициатив. Все это потерпело фиаско. Опий там по-прежнему превалирует. А крестьяне стали уходить к талибам и воевать.
Из двух зол выбирают меньшее. И поэтому НАТО предложил, что не будет непосредственно заниматься такой деятельностью, а будет готовить местные правоохранительные органы и обеспечивать их безопасность в процессе выполнения операций.
Кроме того, США выплачивали до миллиона долларов на развитие инфраструктуры тем провинциям, в которых снижали посевы опийного мака, всячески поддерживали их губернаторов.
Что нас ждет после вывода войск НАТО из Афганистана, а также центра транзитных перевозок с территории Кыргызстана?
Что может случиться после вывода войск НАТО? Может распасться сам Афганистан: на северный и южный эмират, а может на большее количество штатов. Может потерять свой федерализм. И каждый сценарий чреват по-своему. Но к власти, скорее всего, придет Талибан. Не думаю, что они начнут экспансию на территорию других стран, насаждать религию соседям… Но на территории Афганистана увеличится число гнезд террористических организаций, они будут себя там вольготно чувствовать. Речь идет об «Исламской партии Восточного Туркестана», «Акрамийя», «Таблиги Джамаат», «Жамаате моджахедов Центральной Азии» и, наконец, – «Исламском движении Узбекистана»… Они и сейчас там живут припеваючи, но при Талибане все эти экстремисты станут вечной занозой в теле Центральной Азии. Это будет зона постоянного конфликта, где будут существовать лагеря, обучаться экстремисты и террористы. И любую горячую точку с религиозным конфликтом они будут снабжать бойцами. А для финансирования им понадобится увеличить площади посевов опийного мака.
Есть такой интересный факт. Талибан в свое время существенно сократил производство наркотиков в стране. Но как они это сделали? Когда мировое сообщество начало на них давить, они согласились подумать: грех это или не грех с точки зрения мусульманской нравственности. Думали долго. За это время в Афганистане накопились довольно большие запасы опия. Потом талибы признали, что грешно не только употреблять, но и производить наркотики, и огнем и мечом, очень жестко искоренили все посевы опийного мака и тех, кто его сеял. Но все годы, пока Талибан был у власти, наркотик регулярно поступал на запад по очень низким ценам.
Заметьте, цена на опий не повышалась очень долго – а это значит, что в нем не было недостатка. Но в глазах мировой общественности, талибы стали наркоборцами… Поэтому, думаю, что с приходом талибов к власти в Афгане ситуация с наркотиками только ухудшится.
Есть такое мнение, что американцы сами переправляют наркотики из Афганистана и используют базу в аэропорту Манас, как перевалочный пункт.
Да, об этом много говорят. Но давайте рассуждать как профессионалы. Есть ли конкретные факты, подтверждающие этот слух? Сторонники этой теории заявляют, что не могут доказать свои слова, поскольку их туда не пускают. Ну, давайте тогда предложим американцам немного другие условия сотрудничества.
Я не сторонник этой базы, я не агитирую «за» или «против». Но будем объективны: базу ругают, тем не менее, от нее регулярно в казну поступают деньги, многие кыргызстанцы там так или иначе трудоустроены, военные оказывают помощь близлежащим селам.
Исходя из всего этого, давайте предъявлять реальные требования, и требовать не вывода базы, а пересмотра контракта, регулирующего пребывание центра транзитных перевозок в нашей стране. Это намного проще осуществить – изменить форму их пребывания, лишить дипломатической неприкосновенности, создать совместную досмотровую бригаду из наших таможенников и представителей американского военного командования и пусть они инспектируют эти грузы. Давайте предложим это американцам – я не думаю, что они будут сильно сопротивляться. Уже только это поможет развенчать все мифы вокруг базы.
Какой объем наркотиков из Афганистана проходит через нашу страну?
Около 25-30 % наркотика из Афганистана идет через северный коридор по территории Центральной Азии. Главный получатель Россия. По некоторым данным туда ежегодно поступает до 60 тонн опия. Там Урал, Западная Сибирь с их индустриальными центрами, крупные города, нефтедобывающие регионы – они все очень сильно поражены наркоманией. Для России это действительно проблема. И они тоже принимают героические усилия. Там понимают, что с наркотиком надо бороться на дальних подступах. Делают много, но поток по-прежнему идет.
А сколько из этого объема опия оседает у нас?
Этого точно вам никто не скажет. У нас даже точное количество наркозависимых неизвестно. Наркоманы предпочитают прятаться, потому что боятся милиции. Пока у нас не изменится отношение к таким людям, пока мы не поймем, что они больны, мы не будем знать реальной ситуации с наркозависимостью в стране. В этом отношении немало сделано, но предстоит работать еще и еще. Необходимо провести большое социологическое исследование в стране. Это дело затратное, но необходимое. Только так можно узнать реальные масштабы проблемы наркопотребления.
Что необходимо предпринять руководству республики сегодня, чтобы не было слишком поздно завтра?
Всем странам Центральной Азии и Кыргызстану в частности надо вести совместную работу и выбрать опережающую тактику. Необходимо готовиться не только к тому, что наркотики хлынут потоком, но и к тому, что все эти террористические группировки, живущие за счет наркотрафика, будут с оружием в руках отстаивать свои интересы на нашей территории.
У меня есть совершенно конкретные предложения по этому поводу. Я считаю, что на международном уровне необходимо добиваться развития и углубления уже действующих и создания как можно большего числа совместных проектов с ООН, ОБСЕ, Европейским союзом по противодействию распространению наркотиков. Также продолжать региональную интеграцию по линии ОДКБ, ШОС.
Очень хорошо, что в Кыргызстане пограничные войска наконец-то выделены в самостоятельную структуру. Многочисленные управленческие эксперименты на нет ослабили пограничников. У семи нянек дитя оказалось без глаза. Недавнее решение президента о создании самостоятельного органа охраны границ, подчиняющегося непосредственно Верховному Главнокомандующему – чрезвычайно своевременное и актуальное.
Далее необходимо завершить демаркацию и делимитацию границ. Это даже безотносительно к вопросу о наркотиках. Эту проблему необходимо решать, несмотря на всю ее сложность. Иначе Кыргызстан рискует превратиться в Палестину. У нас с соседями накопилось много нерешенных вопросов — водные, энергетические, земельные, делимитация границы. Здесь нужно вести постоянную работу. У нас это делается от случая к случаю. Вот произошел конфликт на границе, взяли людей в заложники, – чиновники заинтересовались этой проблемой, а поутихнет шумиха вокруг этого инцидента, и заниматься вопросом границы тоже перестанут, как уже было не раз. Нужна постоянная комиссия, политическая воля руководства всех трех государств, чтобы этот вопрос шаг за шагом, день за днем, пусть медленно, но решался. Иначе мы оставляем эту проблему нашим детям, внукам. Если вообще будет, что оставлять…
Есть конкретные пути решения этой проблемы. Например, введение для укрепления границ своего рода «ценза оседлости» этническим кыргызам, возвращающимся на свою историческую родину. Сегодня они в большинстве своем стремятся в и без того перенаселенную Чуйскую долину, где уже явно обозначился недостаток природных ресурсов. В баткенском же приграничье даже акклиматизация пройдет безболезненно. Прожив обязательные 3-5 лет, глядишь, многие приживутся и останутся навсегда. При этом следует шире использовать экономические стимулы – ссуды, ипотечные кредиты с отсроченными платежами или по заниженным кредитным ставкам, и т.д.
Возвращаясь к проблеме наркотиков, важно координировать антинаркотиковую деятельность, поднять на новый, качественно более высокий уровень координационную направляющую Государственной службы по контролю наркотиков (ГСКН). Возможно, даже прикомандировать к ней сотрудников из других заинтересованных министерств и ведомств (МВД, ГКНБ, Погранслужбы, таможни), создав своего рода институт «Офицеров связи».
И, возможно, самое важное и самое сложное – создание надежных схем противодействия наркокоррупции. Например, внесение предложений по унификации законодательства государств-членов ОДКБ и создание на базе этой организации своего рода Службы внутренней безопасности. Как известно, доказать факт наркокоррупции и привлечь виновных к ответственности весьма сложно. Но перекрыть запятнавшим себя сотрудникам возможность продолжать службу в антинаркотиковых структурах можно. Для этого есть конкретные механизмы.