Александр Стерник: В проблемах безопасности Россия может использовать ресурсы ОДКБ и СНГ

Автор -

    В проблемах безопасности стратегия России должна оставаться, если можно так сказать, многотрековой. Там, где это возможно, Россия может использовать ресурсы ОДКБ и СНГ, там, где нет – двусторонние отношения со странами региона. Таким видением и перспективами в центральноазиатском направлении российской внешней политики поделился директор Третьего департамента стран СНГ МИД России Александр Стерник, сообщает интернет-портал СНГ.

    «Российская инвестиционная деятельность в этом регионе должна помогать странам-партнерам в решении задач экономического развития и отвечать их долгосрочным интересам. Это улица с двусторонним движением. Наши межправкомиссии в последнее время уделяют подчеркнутое внимание тому, чтобы для бизнеса в центральноазиатских странах создавались благоприятные условия», — говорится в сообщении.

    По словам директора Третьего департамента СНГ МИД России, если посмотреть в целом на макроэкономическую стабильность центральноазиатских государств, то пока она обеспечивается за счет экспортно-сырьевой ориентации. Практически не задействованы ни индустриальные, ни модернизационные ресурсы, пожалуй, за исключением Казахстана. Поэтому перед ведомствами стоит принципиальной важности задача создать условия для инвестирования в системообразующие проекты наших ближайших союзников, содействовать расширению базы их экономического роста, помочь стать более устойчивыми к геополитическим перегрузкам. В конце концов, ошибки в этой сфере бумерангом бьют по стабильности на южных рубежах России.

    «Разумеется, нам нужны партнеры, которые бы представляли собой крепкие звенья единой цепи безопасности. При этом, конечно, мы должны стремиться оставаться основным экспортером бюджетообразующих видов продукции в государствах Центральной Азии. И здесь для мобилизации инвестиционного потенциала нам, наверное, не обойтись без более широкого партнерства и в рамках ШОС, без привлечения возможностей международных структур и организаций», — сказал он.

    По мнению Александра Стерника, в проблемах безопасности стратегия России должна оставаться, если можно так сказать, многотрековой. Там, где это возможно, Россия может использовать ресурсы ОДКБ и СНГ, там, где нет – двусторонние отношения со странами региона.

    «В частности, такой важный партнер, как Узбекистан, приостановил свое членство в ОДКБ, но нас связывает с ним базовый договор, который в том числе включает взаимные обязательства в случае агрессии. Поэтому такими мерами совместной охраны границ, укрепления антинаркотического потенциала мы должны формировать в регионе прогнозируемую стабильную обстановку на перспективу», — отметил он.

    Нельзя, по его словам, забывать и фактор Афганистана, особенно после того как в 2014 году оттуда будут выведены коалиционные силы. Но помимо рисков и угроз новые реалии в Афганистане и на подступах к нему, видимо, будут выводить на повестку дня такую тему, как экономическое, транзитное, транспортное, инфраструктурное обустройство всего региона. И здесь важная роль будет за ведущими региональными структурами с участием государств Центральной Азии и России. Безусловно, здесь не обойтись и без более тесного взаимодействия как по линии ОДКБ-ШОС, так и без взаимодействия между членами Таможенного союза.

    «Что касается работы с элитами и общественным мнением, то здесь, конечно, важно учитывать то, что центральноазиатские государства – уже давно не статисты и не пассивные наблюдатели за тем, как где-то в международных интеграционных структурах что-то решают за них. Они обладают весьма развитым арсеналом средств для того, чтобы влиять на региональную ситуацию. У некоторых из них в руках ключ к водно-энергетической проблеме. Другие государства владеют очень мощными рычагами влияния на ситуацию в Афганистане, особенно в северных его районах. И без учета всех этих возможностей нельзя выстроить равноправный просчитанный диалог», — считает Александр Стерник.

    По его словам, в настоящее время активно развиваются двусторонние, трехсторонние схемы взаимодействия центральноазиатских государств с тем же Китаем, государствами Азиатско-Тихоокеанского региона по развитию инфраструктуры, трансконтинентальных коридоров в обход территории России.

    «Здесь нам ни в коем случае нельзя упускать инициативу. Даже к проектам, не затрагивающим нашу территорию, России важно подключаться для того, чтобы участвовать в регулировании региональной стратегии. Это исключительно важно», — заключил Александр Стерник.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Поделиться