Уважаемый господин посол, Вы в Кыргызстане четыре года, подходит к концу срок Вашего пребывания в нашей стране. В нескольких словах главные впечатления.
Прекрасная земля, интересная природа, хорошие люди, непростое время – переходный период. Общество это понимает, пытается что-то делать. Есть прогресс, есть перспективы.
В конце прошлого года в Китае произошли большие изменения в руководстве страны. Это как-то повлияло на внешнюю политику страны? Изменились ли отношения с ближайшими соседями, в частности, с Кыргызстаном?
Большие изменения произошли в руководстве Коммунистической партии Китая. В Госсовете КНР они еще предстоят. Но совершенно очевидно, что приходит новое поколение руководителей огромной страны. Уже 35 лет как Китай осуществляет политику «реформы и открытость». Достижения налицо. Китайское экономическое чудо стало реальностью. Это признают все. Наша экономика успешно преодолела кризис 2008 года – это показатель. Пришло время решать другие задачи.
Какие задачи?
Построение общества «средней зажиточности». Сегодняшний Китай при всей прогрессивности экономики имеет огромную проблему – разницу между богатыми и бедными. Это касается и регионов, и граждан нашей страны. И эта разница остается существенной. Мировая практика давно определила, что качество страны определяет средний класс (процент от населения и уровень обеспечения). Это наша стратегическая цель. И она уже успешно реализуется. Богатые регионы помогают бедным, предстоит миллионы и миллионы людей сделать если не богатыми, то зажиточными.
Это внутренние задачи, а что же в отношении ближайших соседей?
Здесь стоит сказать, что китайская экономика – это давно уже не только внутреннее дело страны. Весь мир это хорошо знает. Естественно, мы самое серьезное внимание уделяем своим международным связям, и приоритет здесь за нашими ближайшими соседями. Важны не только экономические, но и все другие аспекты международных отношений. Именно такие отношения сегодня выстроились между нашими странами. И преемственность такой политики будет обеспечена. Не только в двухсторонних отношениях, но и в рамках региональных организаций. Для Китая смена руководства происходит на основе преемственности, чего пока нельзя сказать о кыргызстанских реалиях. Но мы с пониманием относимся к ситуации здесь, в Кыргызстане. И мы довольны тем, что, несмотря на внутриполитические изменения в вашей стране, китайско-кыргызские отношения развиваются благополучно. Приоритет – региональная стабильность. Сегодня это главное.
Ваша оценка положения в регионе Центральная Азия?
Регион, вне всякого сомнения, сложный с точки зрения геополитики, но очень простой в понимании основной задачи. Стабильность, потом все остальное. Для многих мест на планете можно выделить три основных проблемы: терроризм, сепаратизм, радикализм. Для Центральной Азии – это все реалии сегодняшнего дня. Здесь ситуацию ни в коем случае нельзя пустить на самотек. Никому не будет выгоды от дестабилизации ситуации. И особенно Китаю, для которого страны Центральной Азии – ближайшие соседи. И у нас есть уверенность, что мы все вместе сможем удержать ситуацию.
Сотрудничество в рамках ШОС как приоритет?
Шанхайская Организация Сотрудничества – действительно наиболее действенный формат взаимоотношений стран в регионе. Организации одиннадцать лет, и сегодня, помимо сотрудничества в области безопасности, мы все больше занимаемся решением экономических вопросов. Этот факт – не только подтверждение правильности выбранного пути, это доказательство динамики развития организации. И, естественно, что сотрудничество в социально-гуманитарной сфере для организации тоже немаловажно.
Какие основные проекты реализовывает КНР в Кыргызстане. Насколько успешно? Какие проекты планируется реализовать?
Китай в Кыргызстане работает по трем направлениям сотрудничества. Грантовые проекты – это дороги, больницы, дом для пострадавших на Юге, урологический центр в Бишкеке. Второе направление – льготное кредитование значимых для страны проектов. Линии электропередач Датка-Юг, Датка-Кемин, автодорога Ош-Баткен-Исфана и др. И третье направление – частная инициатива инвесторов: в горнодобывающую и нефтеперерабатывающую отрасли, птицефабрики и многое другое. Получается, что сотрудничество развивается от государственных стратегических проектов до взаимодействия на уровне мелкого бизнеса. Такой диапазон – гарантия развития наших экономических отношений.
Можете ли сказать, сколько сегодня кыргызстанцев работает в Китае и сколько граждан КНР находится в Кыргызстане?
Точных данных нет, но можно говорить приблизительно. Порядка 20 тысяч китайцев, которые живут и работают в Кыргызстане, и 30 тысяч виз для кыргызстанцев, которые мы ежегодно выдаем. Сколько из этого числа остаются в Китае, сказать сложно. Но можно говорить о том, что контакты между нашими странами постоянно расширяются.
Какова процедура легализации китайских граждан в Кыргызстане и кыргызстанцев в Китае?
Процедура не сложная. Но иногда есть некоторая затяжка во времени. Обычно все решается, как принято говорить, в рабочем порядке. Подавляющее большинство китайцев находится на территории Кыргызстана на легальном положении. Что касается пребывания кыргызстанцев в Китае, посольству сложно следить за ситуацией, но по нашим сведениям проблем там тоже нет. И для учащихся, и для бизнесменов, и для туристов – добро пожаловать в нашу великую страну.
И последний вопрос. Ваше впечатление о нашей стране и людях Кыргызстана?
Я действительно заканчиваю свою работу в вашей стране. Четыре года, проведенные здесь, я всегда ощущал себя, как дома. Красивая природа, приветливые люди. Своеобразная и очень вкусная пища. Многое у нас уже получилось, но еще больше остается планов, перспектив развития отношений между нашими странами.
Беседовал Петр Черняк