Сегодня, 30 января, депутаты Жогорку Кенеша рассматривают поправки в Уголовно-процессуальный кодекс, законы «Об оперативно-розыскной деятельности», «Об электрической и почтовой связи».
Представленный законопроект разработан в целях приведения в соответствие и реализации норм Конституции, обеспечивающих защиту конституционного права граждан на тайну телефонных и иных переговоров, электронных и иных сообщений, ограничение которых допускается только в соответствии с законом и исключительно на основании судебного акта.
Один из инициаторов законопроекта депутат Курманбек Осмонов (Ата-Журт) отметил, что, согласно закону «Об оперативно-розыскной деятельности», право проведения оперативно-розыскных мероприятий на сетях связи предоставлено ГКНБ, МВД, Министерству обороны, ГСКН, ГСБЭП, ГСИН. Но слабая техническая оснащенность создает условия для столкновения их интересов при необходимости проведения таких мероприятий. Как следствие, это приводит к вынужденному отказу операторов ввиду невозможности одновременного проведения мероприятий, и соответственно, к затягиванию раскрытия преступлений. Поэтому предлагается законодательно определить один субъект оперативно-розыскной деятельности – ГКНБ.
Депутат отметил, что обязательным условием для проведения оперативно-розыскных мероприятий на сетях операторов является судебное решение.
«Сейчас прослушкой занимаются и частные лица. Самая большая опасность незаконных прослушек в том, что программа этих оборудований позволяет передавать информацию странам-изготовителям. Такие нормы вводятся для предотвращения незаконно добываемой, компрометирующей информации. Вопросы прослушки должны быть под жестким контролем. Сотовые операторы республики также поддерживают решение передачи данных функций одному органу», — добавил Курманбек Осмонов.
Он считает, что необходимо также закрепить вопросы контроля над ввозом, разработкой, монтажом, эксплуатацией и вывозом специальных технических средств, а также вопросы обязательной регистрации абонентов и пользователей услуг и средств связи.
Представители ГКНБ дали гарантию того, что утечки сведений не будет.