«Каждый депутат должен чувствовать ответственность за свою работу, понять, что является представителем народа, наших избирателей, и что они ждут наших решений». О том, как совершенствовать деятельность Жогорку Кенеша, и какие действия нужно предпринимать для его эффективной работы в интервью K—News рассказала депутат от фракции «Республика» Роза Акназарова.
Роза Корчубековна, группа депутатов разработала Стратегию развития Жогорку Кенеша, а вчера парламент утвердил ее. Расскажите об этом документе подробнее.
Актуальность появления Стратегии в том, что с принятием новой Конституции мы перешли на президентско-парламентскую форму правления, в результате расширились полномочия Жогорку Кенеша. На парламентариев возложена обязанность утверждать все стратегические реформы, программы социально-экономического развития, отраслевые и региональные программы. Внутри парламента действуют фракции, коалиция и оппозиция, общество переходит от охлократии к парламентской демократии, кроме того, в условиях турбулентности мировой экономики способность парламента отвечать на глобальные вызовы и угрозы, такие как мировой финансовый кризис, продовольственный кризис, миграционные процессы, становится критически важным для страны.
Эти обстоятельства требуют от парламента интеллектуального лидерства и наличия стратегии. Парламент должен быть способным принимать адекватные решения и своевременно реагировать на новые задачи и проблемы, с которыми не сталкивался ранее.
Часть моих демократически настроенных коллег решила поменять работу Жогорку Кенеша, мы хотели разработать концептуальное видение дальнейшей работы парламента, поэтому и решили написать стратегию на свой созыв, до 2016 года. Был создан неформальный демократический комитет, состоящий из членов всех фракций. Мы обратились в посольства и международные организации, некоторые откликнулись, и с их помощью мы ознакомились с опытом других стран, по приезде внесли изменения в регламент, ознакомили других депутатов, внесли предложения по развитию парламентаризма. Но этого было недостаточно, поэтому мы расширили рабочую группу и начали разработку стратегии развития, проводили совместную работу с экспертами и сотрудниками Аппарата Жогорку Кенеша. В общей сложности, провели 40 встреч-обсуждений. У нас получилось 16 вариантов документа, после были многочисленные обсуждения с депутатами, общественностью и международными организациями.
Что именно прописано в документе?
Мы проанализировали работу Жогорку Кенеша, выявили существенные проблемы в представительских, законодательных и контрольных функциях, проблемы работы фракций, комитетов, взаимодействие парламента с госорганами, с органами местного самоуправления, с аппаратом, пробелы в международном и межпарламентском сотрудничестве, проблемы взаимодействия с гражданским обществом. И по всем указанным проблемам мы поставили задачи по их решению. Документ был презентован донорам, которые им заинтересовались и захотели поддержать. На сегодняшний день уже идет реализация некоторых моментов стратегии, например, электронный документооборот, оборудование для видеоконференций нам уже поставили.
На какие средства будет реализовываться стратегия?
Какую-то часть выделим из бюджета, также доноры готовы оказать помощь. Сейчас Аппарат Жогорку Кенеша и Управделами работают над оптимизацией структуры, сэкономленные средства планируется также направить на реализацию стратегии.
Один из пунктов документа – создание научно-исследовательского центра, чем он будет заниматься?
Центр будет работать для того, чтобы улучшить законодательную деятельность. Сейчас многие законопроекты противоречат друг другу, а центр будет глубже исследовать поставленную задачу, изучать эффективность и значимость законопроектов, насколько тот или иной закон нам нужен, качество и эффективность их работы. Также будут проводиться социальные опросы, научные, политические и экономические исследования.
Как Вы оцениваете законодательную функцию парламента на сегодняшний день?
Конечно, недостатки и погрешности есть, и все меры по их устранению мы прописали в стратегии. Например, некоторые депутаты при разработке законопроектов не проводят экспертизы, не делают анализ регулятивного воздействия, не подкрепляют их финансовыми данными, не выделяют приоритеты, не дают поручения правительству, не планируют заранее, какие законы нам нужны и как их нужно писать.
Как коллеги восприняли стратегию?
Есть разные мнения. Некоторые говорят, что стратегия не нужна, поскольку есть регламент. Но я считаю, что стратегия нужна везде, даже в отдельной семье, каждый человек должен иметь видение будущего. Возможно, в развитых парламентских странах нет надобности в стратегии, потому что у них уже устоявшаяся система парламентаризма, которая развивается веками. У нас же парламентская форма правления существует лишь 2 года, и нам нужно видение развития, а для этого нужно знать, к чему мы идем и чего хотим. Регламент – это то, с чем мы работаем сегодня, но иногда не выполняется даже то, что в нем прописано. Понимаете, каждый депутат должен чувствовать ответственность за свою работу, мы должны понимать, что являемся представителями народа, наших избирателей, и что они ждут наших решений. Мы хотим, чтобы Жогорку Кенеш был эффективным представительным органом, чтобы он внушал доверие гражданам, чтобы люди его уважали, верили и знали, что парламент работает во благо народа.
Стратегия развития Жогорку Кенеша:[attachment:47710]