Руководство кыргызско-российского «Аманбанка», обманутые вкладчики которого обвиняют банк в 15 эпизодах хищения их средств, сегодня выступило на пресс-конференции с официальном опровержением. Заместитель председателя правления банка Канат Шалпыков заявил, что банк имеет финансовые обязательства только перед двумя вкладчиками, вот только наличие факта вклада люди, которые потеряли последние сбережения, должны еще доказать в суде.
При этом зампред пытался заверить журналистов, что банк сам в первую очередь заинтересован в честном и объективном расследовании мошенничества и по решению суда готов вернуть потерпевшим все до копейки. Правда верится в этом с трудом, долги банка только перед двумя вкладчиками исчисляются в примерно 250 миллионов сомов, при этом судебные тяжбы между банком и потерпевшими длятся уже 6 лет.
Руководство «Аманбанка» решило объяснить ситуацию только после того, как накануне окончательно отчаявшиеся вернуть свои деньги вкладчики вышли на митинг к центральному офису банка вместе со своими сторонниками. Люди просили рассчитаться с ними хотя бы по вкладам, а проценты вернуть потом.
В настоящее время, благодаря огласке в СМИ, известно о двух громких фактах мошенничества со стороны банка. В частности 70-летний пенсионер Владимир Сладков вот уже 6 лет не может через суд вернуть кровно заработанные им деньги, которые он доверил «Аманбанку» еще в 2002 году.
«Я внес все накопленные деньги на депозитный счет в филиале «Аманбанка» в Балыкчи. Исправно пополнял счет до 2007 года, а когда захотел взять проценты, в банке мне сказали, что денег нет», — рассказал пенсионер.
По его словам, он пытался решить проблему мирным путем, но из этого ничего не вышло. В первый раз суд постановил вернуть пенсионеру деньги и возместить ущерб, на что руководство «Аманбанка» подало надзорную жалобу. После нескольких пересмотров дела, Иссык-Кульский райсуд постановил вернуть деньги Владимиру Сладкову вместе с компенсациями ущерба и процентами уже в размере 237 миллионов сомов.
«Но в итоге год назад меня вызвал следователь, который сообщил, что теперь на меня завели уголовное дело – якобы я вступил в сговор с сотрудником банка, чтобы тот выкрал мои же деньги! Мало того, что деньги мне так и не вернули, меня еще из потерпевшего сделали обвиняемым», — возмущается пенсионер.
Еще один случай удивительного исчезновения денег со счета клиента был зафиксирован в ошском филиале «Аманбанка». В 2011 году предприниматели перевели 200 тысяч долларов в Китай. Однако тот, кому они предназначались, деньги не получил, потому как средства со счета попросту исчезли. Позже выяснилось, что деньги взял сотрудник филиала, у которого были финансовые проблемы.
«Когда дело передали в суд, этот сотрудник вдруг стал невменяемым. Мы считаем, что он симулянт, но местные суды поверили ему. Хотя позже Верховный суд отменил их решения. Чтобы вернуть деньги мы обращались и в сам «Аманбанк», потому что юридические лицо должно отвечать за действия своего сотрудника, и в «Нацбанк». Но получили лишь отписки», — рассказал адвокат потерпевших Закир Аманбаев.
Отвечая на претензии в свой адрес, руководство «Аманбанка» сообщило, что в деле со Сладковым они не нашли доказательств того, что он положил указанную сумму на депозит. И это притом, что на руках у пенсионера имеются документы с печатью и квитанциями о вкладе.
Также неубедительно звучали аргументы руководства «Аманбанка» относительно того, что уголовное дело в отношении пенсионера не было сфабриковано специально для того, чтобы банк смог избежать материальной ответственности перед пенсионером, которому он должен 237 миллионов сомов. Представители банка, пожалуй, единственные, кто верит, что наивный сотрудник банка действовал по указке 70-летнего пенсионера, который как опытный аферист задумал, а затем и подговорил представителя банка выкрасть его деньги.
«Банк не на грани банкротства. В такой ситуации можно говорить все, что угодно, мы хотим разобраться в ситуации и ждем завершения уголовного дела. За черным пиаром, который сейчас разворачивается вокруг законопослушного банка, стоят бывшие акционеры. Мы готовы выплатить деньги, но не тем клиентам, которые у нас никогда не обслуживались. Я попрошу вас воздержаться от огульных обвинений», — добавил начальник управления маркетинга ОАО «Аманбанка» Марс Алиев.
Оговорка, о «клиентах, которые никогда не обслуживались банком» пожалуй, еще одно доказательство того, что в судебных спорах банк будет настаивать на том, что пострадавшие никогда не являлись их клиентами. А значит ни о какой материальной ответственности и речи быть не может.
Между тем, несмотря на заверения о стабильности и попытки обелить себя, с трудом верится, что «Аманбанк», название которого переводится как «благополучный и невредимый», еще долго будет оставаться таким, вернуть доверие клиентов из-за подмоченной репутации сложнее, чем кажется.