Главное в митинге, который прошел сегодня, 24 апреля, на площади «Ала-Тоо» — это не денонсация соглашения по «Кумтору», а очередной виток раскачки ситуации в стране. Такую версию в интервью K-News озвучил генеральный директор аналитического центра «Стратегия Восток – Запад» Дмитрий Орлов.
Организаторы сегодняшнего митинга выдвигают одним из основных требование о денонсации соглашения по разработке Кумтора с Centerra Golg Inc. Почему разные политические силы так упорно настаивают на этом?
Стоит разобраться, чем грозит Кыргызстану денонсация соглашения по «Кумтору», которую слишком уж навязчиво предлагает Бекназаров. У Centerra Golg Inc. 32 акционера, связанных, прямо или косвенно, с транснациональными корпорациями. И это уже не конспирология, а вполне доказанный факт. Если каждый из акционеров, с учетом упущенной выгоды, потребует 100 миллионов долларов компенсации (а так мало там редко бывает), да еще и если инвесторы потребуют возврата капиталовложений, страна рухнет, и ее можно будет брать голыми руками. То есть, купить за бесценок. Не это ли конечная цель тех, кто стоит за Бекназаровым? Потому что именно мы, и никто больше, должны будем доказывать в судах, что за соглашения по «Кумтору» канадцы давали нашим чиновникам взятки. И потом: если даже взятки и были, то, что наши чиновники продажны от «мала» до «велика» — не проблема инвесторов. Это – проблема наших чиновников и государства, которое их назначает. И отговорки, типа: «Все побежали, и я побежал», здесь не «прокатывают». У любого из нас есть выбор – деньги или интересы государства.
Сегодняшний митинг Бекназарова – всего лишь очередное подтверждение двух тезисов. Во-первых, за все годы суверенитета наши, так называемые, политики освоили только два действия арифметики: отнимать и делить. Во-вторых, они превосходно научились переводить хозяйственные споры в политическую плоскость. Им в этом равных на просторах СНГ явно не наблюдается, потому что, пока у нас хотят зарезать единственную курицу, несущую золотые яйца – имеется в виду «Кумтор», в других странах этих «кур» всячески холят и лелеют. Естественно, там тоже бывают некоторые споры с инвесторами. Но почему-то никто не зовет людей на митинги. Там как-то все больше предпочитают договариваться обо всем в кабинетах.
Вместе с тем, не покидает ощущение, что Бекназарову этот митинг заказали. Есть версия, которая тоже имеет право на существование. По ней, главное в этом митинге – не денонсация соглашения по «Кумтору», а очередной виток раскачки ситуации в стране. Понимаете, в свое время покойный ныне Александр Иванович Лебедь – генерал и губернатор Красноярского края России – сказал очень точные слова: «Беспорядок – это не отсутствие порядка. Это – специально организованный порядок, и национальный характер тут совершенно не причем». Если посмотреть, что происходит вокруг нас, то наблюдаешь слишком много совпадений. Бекназарова как-то внезапно и в один день стали поддерживать те политики, которых (причем я вовсе не утверждаю, что это факт) в Кыргызстане молва причисляет к американскому лобби.
Мало кто обратил внимание, но в тот самый день, когда начал митинговать Бекназаров, в СМИ написали, что в Астане на пресс-конференции помощник Государственного секретаря США по Южной и Центральной Азии Роберт Блейк заявил, что правительства стран Центральной Азии должны извлечь уроки из «арабской весны», и прислушиваться к народу. Что такое «народ», по меркам американских политтехнологов, давно известно: вывести на площадь 300-500 человек и объявить, что они – и есть народ. Опыт двух переворотов в Кыргызстане показал, что так называемая «тактика непрямых действий» всегда начинается с малочисленных митингов, а «арабская весна» — ее финал, если глава государства не хочет уходить добровольно.
Так что, организаторов сегодняшнего митинга судьба соглашения по «Кумтору» волнует меньше всего. Тем более, общественность прекрасно знает, что переговоры с канадцами идут. Но в качестве повода, «Кумтор» вполне годится. Ваши коллеги из других изданий пишут, что не все участники митинга пришли ради «Кумтора» — кто-то преследует и свои личные цели, а кто-то и вовсе не понимает, зачем он пришел. И нет основания не верить ни вам, ни вашим коллегам – прецедентов был больше, чем достаточно.