Самая мужская профессия

Автор -
3723

    Какой мальчишка не мечтал в детстве стать летчиком? Управлять большой белой машиной, так легко рассекающей облака, оставляя белоснежный след через весь небосвод… Заместитель начальника инспекции по безопасности полетов Государственного агентства гражданской авиации Толон Арпачиев, рассказал KNews о профессии пилота, о том, насколько безопасно летать в Кыргызстане на самолетах и могут ли женщины освоить эту поистине мужскую профессию.

    Вы более 40 лет трудитесь в гражданской авиации, расскажите, как Вы стали пилотом?

    Я интересовался самолетами, когда был еще совсем маленьким. Мне было лет 5-6, когда я впервые увидел в небе пролетающий самолет. Это было очень яркое впечатление, после этого я стал мечтать, что когда-нибудь тоже буду сидеть в этой прекрасной «машине» и ездить по небу. Я часто гулял с дедушкой и когда видел в небе самолеты, всегда говорил ему, что стану пилотом.  Став постарше я стал интересоваться, что нужно делать, чтобы стать летчиком. Я читал соответствующую литературу, смотрел фильмы, старался хорошо учиться и заниматься спортом, потому что хиленьких мальчиков в пилоты не берут.

    После окончания школы я, не раздумывая, поехал в летное училище во Фрунзе, успешно сдал экзамены, прошел медицинский контроль. Передо мной даже не стоял выбор, какую профессию выбрать, я сразу пришел к тому, о чем мечтал всю сознательную жизнь. Несмотря на большой конкурс, я сразу поступил и начал учиться в Краснокутском летном училище. Это было в 1970 году, а закончил учебу я в 1972-м.

    Увидев все изнутри, Ваши ожидания оправдались, или наоборот, Вы были разочарованы?

    Когда я мечтал о самолетах и хотел увидеть, как они летают, и что за люди там сидят, я был совсем маленьким. Позже, когда я стал учиться, я понял, что меня тянуло именно к самим самолетам, а не к авиации. Но полученные знания меня совсем не разочаровали, наоборот, я еще больше влюбился в авиацию.

    После учебы я вернулся в Кыргызстан, и начал работать в Пржевальске, потом во Фрунзе, летал на разных самолетах — Як-40, Ту-154. Был командиром разных воздушных суден.

    Что такое для Вас авиация?

    Для меня авиация – это работа длиною в жизнь, я отдал этой профессии 40 лет. Более 15 тысяч часов я провел в небе. Авиация – это настоящая мужская работа, она действительно очень интересна, все, кто когда-то выбрал профессию летчика, болеют небом и никогда не бросают эту работу по собственному желанию.

    Есть особенно запомнившиеся полеты?

    Вы знаете, все полеты разные, постоянно находишься в движении, видишь много стран и людей. Я уже говорил, что пролетал более 15 тысяч часов, и они все особенные. Каждый полет для меня был праздником. Я часто бывал за границей, повидал очень много стран. В своей практике я обслужил немало бортов с высшим руководством страны, когда-то возил Турдакуна Усубалиева (первый секретарь ЦК Компартии Киргизской ССР с 1961 по 1985 год – прим. ред.), Абсамата Масалиева (первый секретарь ЦК КП Киргизии с 1985по 1991 год – прим. ред.), Аскара Аскаева, Курманбека Бакиева и в последнее время Алмазбека Атамбаева. Также моими пассажирами были многие государственные и политические деятели, премьер-министры, депутаты.

    Вы сказали, что работа летчика очень интересна, но в то же время она очень ответственна, ведь пилоты отвечают за жизнь стольких людей?

    Я считаю, что любая профессия ответственная, но особенно это чувствуешь, когда ты в воздухе, а за тобой 200 пассажиров, жизнь которых зависит от тебя.

    Мне в моей карьере очень повезло, за 40 лет у меня не было никаких опасных ситуаций, когда отказывали какие-то системы. Если даже что-то приходило в неисправность, это не  несло угрозу для безопасности полетов. В самолете ведь в отличие от автомобиля предусмотрены дублирующие системы, если какой-то прибор отказывает, то обязательно есть другой, повторяющий функции первого.

    Вообще, я бы хотел сказать, что самолет — это самый надежный вид транспорта. У него наименьшие риски оказаться в сложной ситуации, хотя все, конечно, думают по-другому. Считается, что это опасно, потому что судно находится в воздухе, но посмотрите на статистику — больше всего аварий происходит с автомобильным транспортом.

    Скажите, для летчика актуальны строки одной из советских песен «Первым делом самолеты, а девушки потом?»

    Да нет, я бы так не сказал. Это же военная песня о военных летчиках, наверное, во время войны все так и было. Но для современных летчиков, я считаю, все-таки первым делом является семья, в которой должны царить счастье и спокойствие, тогда и в работе пилота все будет хорошо. Легче работать, когда у тебя есть тыл — дом, где тебя ждут.

    Как Вы думаете, из женщин могут получиться хорошие летчики, и есть ли у нас в стране такие?

    Раньше, я опять же возвращаюсь к советскому времени, были летчики женщины и в гражданской авиации, и в военной. Сейчас они тоже есть, но их мало. Раньше у нас в Оше были 2 женщины летчицы и одна во Фрунзе, но все они пришли из аэроклубов, были спортсменками, а позже переучились. Но карьера у женщин летчиков не очень длинная, сами понимаете, девушки выходят замуж, потом появляются дети, и, как правило, после замужества они остаются дома. Максимум 10-15 лет работают.

    В современное время никто не запрещает женщинам учиться на летчиков, но желающих почему-то мало. Наверное, это связано с тем, что профессия тяжелая, все время в отрыве от дома, поэтому женщинам, наверное, не очень это удобно.

    Я думаю, что женщины могут стать неплохими летчиками, главное – мечта и желание. Женщины ведь более аккуратные, более серьезно ко всему подходят. За рубежом даже есть женщины — командиры самолетов, недавно по телевидению показывали командира корабля — женщину, у которой уже большой опыт. Показывали, как вся семья ее ждет с рейсов. Так что я думаю, женщинам под силу стать хорошими пилотами.

    Скажите, а сколько у нас в стране действующих пилотов и есть ли молодые специалисты, которые придут на смену более опытным летчикам?

    Я не могу назвать точную цифру, но у нас сейчас 15 авиакомпаний, и в каждой из них по несколько экипажей. Пока у нас проблем со специалистами нет, у нас есть колледж, который готовит пилотов. Но в нашей стране есть другая проблема – выпускникам колледжа негде стажироваться, набираться опыта. Я знаю, что в России сейчас не хватает пилотов, поэтому у них есть серьезная поддержка для специалистов. У нас же нехватка может появиться в будущем, потому что из-за отсутствия условий хорошей подготовки все специалисты уедут, например, в ту же Россию. Этот вопрос уже поднимался неоднократно, и проблему нужно решать на уровне правительства, Жогорку Кенеша, президента. Это ведь проблема всей страны, а не только колледжа или гражданской авиации.

    Если не секрет, сколько получают пилоты, устраивает ли летчиков размер заработной платы?

    Не могу сказать, что она очень большая. Например, когда я летал еще в советское время, я получал 15-20 тысяч сомов, а за рубежом в это время уже получали 15-20 тысяч долларов. Конечно, если бы условия были лучше и зарплаты были выше, то и желающих работать было бы больше.

    Поделиться