В чьих интересах работают НПО?

Автор -
242

    В Российской Федерации недавно принят закон, обязывающий неправительственные организации сообщать об источниках и размерах их финансирования. Такой шаг российского руководства вызвал бурную реакцию негодования на Западе, и это понятно, если принять во внимание, что именно некоммерческие организации составляют внушительную силу, через которую страны, имеющие достаточно реальный интерес в России, пытаются навязать свою игру на политической сцене страны. И судя по размерам вливаний, которые осуществляются не в экономику страны, а в «процесс демократизации», можно понять степень иностранного интереса. В Российской Федерации они исчисляются миллиардами долларов, и не факт, что они идут на оздоровление общества и политической жизни, как об этом часто заявляется. Ни для кого не секрет, что одной из отличительных особенностей постсоветских стран, где произошли политические катаклизмы, является многочисленность и активность НКО и НПО, финансируемых западными странами.

    Кыргызстан стал рекордсменом, как по количеству неправительственных организаций, так и по частоте переворотов, называемых революциями, и это является предметом для размышления, если мы хотим жить в независимой и суверенной стране.

    У нас набирают активность неправительственные организации, которые, начиная свою деятельность с выступлений в средствах массовой информации, в настоящее время уже имеют силу влияния через популяризированные общественные наблюдательные и координационные советы государственных органов. Казалось бы, замечательная идея, когда члены таких советов наблюдают за деятельностью чиновников и действительно положительно влияют на деятельность государства, представляя общество в его широком смысле. Однако если присмотреться к финансированию неправительственных организаций, представители которых все больше пытаются решать в министерствах и ведомствах вопросы структуры, кадровой политики и функций, то откроются любопытные факты.

    Взять, к примеру, НПО «Психическое здоровье и общество». Только из частично опубликованных на сайте этой организации данных, следует, что за время ее деятельности освоено более полумиллиона долларов США. Вряд ли найдется способ определения степени улучшения психического здоровья населения, благодаря этим проектам, но деятельность руководителя этого НПО более всего выражена в направлениях далеко не психиатрических и даже не медицинских. Первыми «звездными» ее выступлениями стали повсеместные спитчи о Кыргызстане как о «полицейском государстве» и чрезмерных затратах на правоохранительную систему, хотя всем известно о мизерных заработных платах сотрудников силовых структур. К числу более свежих относятся разглагольствования о судебных реформах и «делание погоды» в Министерстве социального развития, где она уже влияет на кадровые вопросы, как член Координационного совета по социальной защите… Последние Макенбаевские оценки касаются партийной системы Кыргызстана, а именно, кадровой политики партии «Ата Мекен» в Минсоцразвития. Налицо явный прогресс и расширение масштаба деятельности.

    Но общественная активистка Макенбаева, представляющаяся в зависимости от ситуации экспертом в области экономики, правоведения, безопасности, политологии и т.д., не забывает и Министерство здравоохранения, где она выступает в последнее время еще экспертом в области иммунологии и фармакологии. Из большого числа всплесков в Минздраве от Макенбаевой, можно отметить, кроме требований уволить чиновников вплоть до заместителей министров, яркой полосой выделяющуюся эпопею с препаратами для больных, получающих гемодиализ. Будучи ответчицей в суде о защите деловой репутации производителя препарата эритропоэза, правозащитница умудряется постоянно включаться в депутатские комиссии по вопросам проверки этого же препарата. При этом депутатом, позаботившимся о такой «объективности», стала депутат от фракции «Ата Мекен», активно критикуемой Макенбаевой. Не чудеса ли это – уже не перевоплощения в любого эксперта, а всепроникновения?

    Ответы на загадки такой НПОшной природы можно найти в источниках финансирования. Подавляющая часть финансовых ручьев к «Психическому здоровью» стекается из тех же источников, что журчали, например, в России вокруг событий на Болотной площади. Из числа последних спонсоров Макенбаевой наиболее весомым является проект Международного проекта за прозрачность лекарственного обеспечения (МеТА). Для непосвященных – проект МеТА финансируется правительством Великобритании и охватывает шесть стран, – бывают же совпадения, – с нестабильной политической и экономической обстановкой, но имеющих существенные сырьевые ресурсы. Перед началом этого проекта в Кыргызстане, заморские инициаторы проекта закладывали по 200 тысяч долларов США в год, и надо сказать, деньги приходили не на официальных счет, а на личный счет местных координаторов. Теперь же денежные потоки по этому проекту проходят через счета «Психического здоровья», и надо полагать, не оставляют «сухими» и само НПО.

    Надо сказать, что возросли амбиции и в лекарственной сфере. Теперь уже на очереди формирование государственной лекарственной политики в составе ОНС Минздрава и призывы реструктуризировать регуляторную лекарственную систему путем дробления. Авторам таких идей наверняка известна судьба ветеринарной службы, которую развалили по такому же сценарию, и случаи массового падежа домашнего скота, за которые не кому было отвечать.

    Создателю фондов Открытого общества, откуда «Психическое здоровье» получает львиную долю своего финансирования, Джорджу Соросу принадлежит следующее высказывание: «Цель сети фондов – способствовать развитию открытого общества. Открытое общество основано на идее, согласно которой все мы действуем на основе идеи несовершенного понимания, и никто не владеет конечной истиной».

    Создается впечатление, что те, кому платит фонд, ведут страну, пользуясь несовершенным пониманием, к целям, известным только владельцам фонда.

    Пример с «Психическим здоровьем» является достаточно типичным у нас и далеко не самым ярким. И когда неправительственные организации, начинавшие свою деятельность под благовидными предлогами, перерастают в монстров, оказывающих давление на государство, кыргызстанцы, уже уставшие от передряг в политике, должны знать, куда могут привести псевдоэксперты и под чью диктовку. Хотя бы с помощью опубликования реальных источников и размеров финансирования неправительственных организаций.

    Поделиться