Едва Александр Кулинский получил назначение на пост директора Государственного национального русского театра драмы имени Чингиза Айтматова, как тут же столкнулся с, казалось бы, неразрешимыми проблемами. О том, что новое руководство будет предпринимать для того, чтобы вывести театр из кризиса, Александр Кулинский рассказал в интервью K-News.
До вашего прихода театр переживал непростые события. Скажите, чем театр «Кулинского» будет отличаться от театра «Воробьева»?
Есть государственный театр драмы имени Чингиза Айтматова. Неважно, кто его возглавляет. Цель у всех должна быть одна — создание объекта культуры, выполняющего задачи, которые, собственно говоря, на него возложены. Это не просто развлечение. Это образование, воспитание, достижение зрителем катарсиса.
И, конечно, необходимо максимально высоко поднять мастерство режиссеров, актеров, оформителей и всех тех, кто задействован в производстве спектакля.
А в итоге — возродить ту славу, которая была у театра в конце 80-х — начале 90-х.
Репертуар театра, возглавляемого Воробьевым, обвиняли в легковесности. Говорили, что театр увлекся, так называемыми, коммерческим, неглубокими пьесами. Согласны ли вы с этим? Будете менять репертуар?
Да, очень многие сейчас говорят, отчасти, и я согласен с этим, что спектакли были излишне коммерциализированными. Думаю, подобные пьесы не подходят для театра, имеющего такой статус, какой у Русского драмтеатра. Возможно, они были бы хороши для кабаре, но не для театра, который когда- то носил статус академического.
Главный режиссер театра Нурлан Асанбеков и я ставим задачей вернуть в репертуар классические произведения, особенно, русских, советских авторов. Безусловно, должны быть и иностранные классики. Мы конечно не обойдемся без комедий. Но и они не должны быть пошлыми, вызывающими. Так что работа в этом направлении будет вестись.
Будете ли вы более активно привлекать местных, кыргызстанских драматургов. Отсутствие местной драматургии тоже ставилось в упрек вашему предшественнику…
Об этом сейчас ведется много споров. А есть ли у нас достойные драматурги? Об этом недавно полемизировали на круглом столе «Театр и дети». Пьесы должны соответствовать уровню и статусу театра. Насколько они профессионально написаны и интересны ли зрителю. Местная драматургия, безусловно, нужна. Вопрос только в том, что необходимо находить наших талантливых драматургов.
О финансах. Было много сообщений в СМИ о судебных тяжбах, финансовых разбирательствах, которые касались театра. Какая здесь ситуация?
Здесь ситуация действительно непростая. Во-первых, еще в 2010 году театр проиграл судебные иски, связанные с незаконным увольнением сотрудников. Общее исковое требование составляет 619 тысяч сомов. У театра нет таких денег. Правительство рассматривает вопрос о выделении этих средств. Еще есть проигранный иск по неуплате авторских гонораров Кыргызпатенту. Театр должен заплатить более 60 тысяч сомов. Сейчас имеем проблему с «Тазалыком». С ними будем договариваться о поэтапном погашении долга. Пока нам удается договариваться с коммунальными службами. На первый взгляд, тупиковая ситуация. Но я надеюсь, что мы в ближайшее время ее разрешим.
Уже две недели арестована касса театра. Арест наложен судебными исполнителями по тому самому иску уволенных сотрудников. Чтобы театр не остановился, я оплачиваю самые необходимые расходы из своего кармана.
Пока мы все здесь сидим без зарплаты, в том числе и я. Без перерегистрации театра мы не можем восстановить печать. Перерегистрацию должны были делать в 2008 году, когда театру было присвоено имя Чингиза Айтматова. Но не сделали. Сейчас мы пытаемся сделать все, чтобы перерегистрация прошла в максимально короткие сроки.
В общем, театр находится в непростом, переходном периоде. Но, несмотря ни на что, коллектив работает, ведутся репетиции четырех спектаклей. На прошлой неделе состоялась премьера первого спектакля.
Задаю вам неизбежный вопрос: ваши творческие планы?
Как говорил Маяковский, «планов — громадье». На ближайшие два года у нас Нурланом Асанбековым конкретная цель — создать культурный центр русской, российской, русскоязычной культуры. Ближайшие же цели — это разрешение кризисной ситуации в финансовой части. По нашим оптимистическим расчетам, она должна выправиться к сентябрю. Кроме того, мы бы хотели возвратить театру статус академического. Планируем добиться этого к 80-му юбилейному сезону.