В Кыргызстане в прошлом году отмечался рост преступлений против детей сексуального характера. Не снизилась эта тенденция и в 2013 году. Представители правозащитных организаций высказали K—News свое мнение по этой проблеме.
Гайрат Атавалиев, старший юрист ОФ «Правовая Клиника «Адилет»:
О какой защите прав детей, да и вообще детей мы говорим? Сейчас мы разбираем дело. Девочка, 7 лет, пришла в школу к психологу и рассказала, что ее насилуют. Та обратилась в милицию. Но в правоохранительных органах заявление принять отказываются, отговариваются, что дело затянется, уговаривают соцработника изменить решение, мол «зачем вам это надо?». В милиции очень часто, когда сталкиваются с такими делами, берут заявление от граждан, но не регистрируют их, или сразу отказывают, еще до проведения экспертизы. К сожалению, большинство граждан не знают, что заявление должны рассмотреть в течение 3 дней и либо отказать, либо открыть уголовное дело. В милиции этим пользуются.
К сожалению, ни соцработники, ни сотрудники правозащитных организаций не могут обойти такую инстанцию, как ОВД. Все действия в отношении несовершеннолетних регулируются «Кодексом о детях КР», принятым в августе 2012 года.
Назгуль Турдубекова, директор ОФ «Лига защитников прав ребенка».
В наш Центр помощи детям, который мы организовали совместно с мэрией, в этом году поступило 254 жалобы о насилии над детьми. Из них 36 случаев носили сексуальный характер.
Я думаю, что в Кыргызстане очень плохо работает система социальной защиты. Социальные работники не стараются выявить семьи с высокой степенью риска, не ведут профилактику таких преступлений. Многие изнасилования можно было бы предотвратить, если бы ответственные сотрудники работали с неблагополучными семьями, мониторили эмоциональное состояние их членов. Отсутствие превентивных мер и безнаказанность привели к тому, что число изнасилований малолетних растет.
Мы в своей работе часто встречаемся с нежеланием правоохранительных органов работать с делами о сексуальном насилии над детьми. Когда речь заходит о безопасности детей, РОВД, следственные органы и прокуратура начинают защищать свои «корпоративные» интересы, не реагируют на заявления, отказываются возбуждать уголовное дело, затягивают с ответом. Бывает даже, что за деньги они начинают покрывать насильника.
Мирлан Медетов, юрист Ассоциации НКО по продвижению прав и интересов детей в КР.
Факты, когда дела о изнасиловании малолетних в правоохранительных органах затягиваются, безусловно, существуют. В моей практике бывало, что и родители забирали свои заявления за выплату компенсаций от насильника. Все это не способствует, конечно, усилению безопасности несовершеннолетних.
Я не могу привести сейчас точные цифры, но отмечу, что по статистике МВД в 2012 году отмечается резкий рост преступлений сексуального характера в отношении детей. С 2008 по 2011 колебания в цифрах незначительные, а вот прошлый год отмечен увеличением таких преступлений в 1,5 – 2 раза.
Наша НКО в свое время выступала с идеей создания в Кыргызстане института детского омбудсмена. И Жогорку Кенеш принял разработанный нами законопроект, однако президент его не подписал. Правда, сейчас в институте омбудсмена создан отдел защиты прав детей, что, в общем, тоже хорошо. О том, насколько он эффективно работает, я судить не могу, поскольку отдел образован недавно.