В то самое время четверга, когда Жогорку Кенеш занимался денонсацией соглашения по американской базе, один из ее отцов, Дональд Рамсфелд в километре от «Белого дома» встречался со студентами АУЦА. В пятницу его путь лежал на Иссык-Куль, «для встречи с молодыми стипендиатами своего Фонда».
Такую программу пребывания экс-министра обороны США, неожиданно прибывшего в Бишкек почти что в день голосования в ЖК, называли в посольстве США. Вдобавок, представитель Фонда Сумбат Давид сегодня весь день заверял журналистов, что визит Рамсфелда носит частный характер. Он, Рамсфелд, не собирается встречаться с кем-либо из официальных лиц, проводить какие-либо переговоры по линии правительства. В это, естественно, не поверили даже самые доверчивые СМИ. Тем более, что, как пояснили K—News в студенческом отделе университета, «все студенты сейчас на каникулах. Мы не знаем с кем он там сможет встретиться».
Многие СМИ, равно как и эксперты, сочли появление Рамсфелда нехорошим предзнаменованием. Многие помнят, начиная с 2001 года, его частые визиты в регион, и в частности в Кыргызстан. Молниеносные и результативные. В ранге действующего министра обороны. По их итогам, руководство Кыргызстана либо смягчало позицию относительно «Ганси», либо полностью меняло ее. Например, в 2005 году, когда Бакиев впервые вслух задумался о возможности вывода базы. После экстренного прибытия Рамсфелда в Бишкек, тогдашний министр обороны Исмаил Исаков заявил на пресс-конференции, что база остается «до нормализации обстановки в Афганистане».
Преемники Рамсфелда, ушедшего с поста главы Пентагона в 2006 году, также были неплохими «нормализаторами», свидетельством чему — всем памятный трюк с переименованием базы «Ганси» в Центр транзитных перевозок аэропорта «Манас». Примечательно, что он был проделан всего лишь через несколько месяцев после первой денонсации Жогорку Кенешем соглашения по американской базе. После того, как этот денонсационный закон был подписан президентом. После многочисленных заверений и Бакиева, и в правительстве и в парламенте, о твердой решимости Кыргызстана очистить аэропорт «Манас» от американских военных.
Вторая предпринятая в эти дни попытка освободиться от военных США, у многих, и внутри Кыргызстана, и в рядах его союзников, вызывает естественное чувство дежавю. Все это уже было. И денонсация в парламенте, и многочисленные заверения правительства и президента, что «процесс необратим», и визиты высокопоставленных американских эмиссаров. Уверения же, что ситуация 2009 года не повторится, этот эффект только усиливают. К примеру, представитель правительства, пожелавший остаться неизвестным, еще раз подчеркнул накануне голосования в ЖК, что «США не вели переговоров по будущему Центра транзитных перевозок (ЦТП) в международном аэропорту «Манас».
«Никаких торгов с Америкой по ЦТП «Манас» не было. Мы еще в 2011 году ясно выразили свою позицию, что в июле 2014 года военной составляющей в «Манасе» не должно быть. Никто не пытался торговаться. Сейчас мы не примем никаких предложений по авиабазе, потому что уже внесли в парламент законопроект», — сказал чиновник.
Но скептики, в ответ на это, могут вспомнить слова, сказанные в феврале 2009 года тогдашним министром иностранных дел Кадырбеком Сарбаевым, после разрыва соглашения с США, который заявил, что Бишкек «не ведет никаких переговоров» с Вашингтоном о возможности дальнейшего использования американскими военными базы «Манас». Это было сказано за несколько месяцев до подписания июньского скандального соглашения о создании ЦТП «Манас».
Поэтому сегодняшнее одобрение парламента правительственного законопроекта о денонсации не успокаивает даже и самих депутатов. «Я боюсь повторения истории 2009 года относительно ЦТП «Манас», — сказал в четверг K-News депутат Ахматбек Келдибеков (Ата-Журт), вскоре после заседания Жогорку Кенеша. Он комментирал вторую за 4 года денонсацию соглашения
«У меня есть опасение, что история может повториться, и поэтому я спрашивал вчера у премьер-министра, не будет ли такого, что через некоторое время правительство может прийти и сказать, что ЦТП переименовывают в ПТП. Но он обещал, что такого не будет», — сказал он.
«Если ситуация повторится, то мы потеряем в глазах мирового сообщества авторитет», — предупредил Келдибеков.
Эксперты и политологи сегодня опять обращают внимание на назойливо проявляющийся «турецкий фактор». В 2009 году это был майский визит президента Турции Абдуллаха Гюля в Бишкек, и пресса в те дни много писала о том, что турецкая сторона оказала серьезное давление на Бакиева, убеждая его оставить базу американцев в аэропорту «Манас». И – убедила.
И вот, в июне 2013 года, в разгар обсуждения парламентом темы ЦТП, президент Атамбаев отбыл с достаточно неожиданным визитом в Стамбул, где, как сообщается, «пройдет медобследование», а также встретится с руководством страны.
Результатов этого визита, без сомнения, ждут с нетерпением и в Кыргызстане, и в стане союзников по ОДКБ. Некоторые из кыргызстанских экспертов, впрочем, уже делают выводы.
«Визит Рамсфелда, как и стремительная поездка Атамбаева в Турцию — явления одного ряда, свидетельствующие о том, что еще не факт, что в июле будущего года база будет окончательно выведена», — считает эксперт Александр Князев.
По его мнению, «при той динамике, которая наблюдается в политической жизни Кыргызстана, возможно огромное количество вариантов развития событий. От роспуска парламента и пересмотра данного решения до отставки президента, не говоря уже о чехарде с правительствами».
«Не случайно совсем недавно в СМИ была вброшена информация о вероятности создания транспортного хаба в «Манасе» с турецкими компаниями. Хотя чуть раньше уже был создан проект создания такого хаба с российским министерством транспорта», — сказал он K—News.
Эксперт не исключил варианта, «когда формально гражданский кыргызско-турецкий транспортный центр просто будет сдавать в аренду Пентагону, может быть через какого-либо субподрядчика, необходимые Пентагону возможности «Манаса». То есть, опять смена вывески».
Позиции, что в вопросе пребывания американской базы, еще рано ставить точку, придерживается и известный политолог Марс Сариев.
«Я буду твердо уверен, что американские военные уйдут из аэропорта «Манас», когда нота о денонсации соглашения между правительствами США и Кыргызстана поступит в Белый дом к Бараку Обаме», — сказал он K—News. – А до этого времени есть еще полгода – крайний срок, когда должна поступить нота, это январь этого года».
По словам Сариева, «сейчас волна спадет, и игра продолжится дальше. Есть еще много времени, в течение которого может произойти масса событий».
Кроме того, напомнил политолог, «в сентябре намечается встреча Обамы и Путина. Никто не гарантирует, что там не будет переговоров на эту тему, что российский и американский лидеры не достигнут какого-то консенсуса в виде, скажем, совместного участия с привлечением, скажем, Турции, в проекте международного хаба в Кыргызстане».
Мнение эксперта, о вероятности создания в «Манасе» хаба с участием Турции, частично подтверждают слова министра экономики Темира Сариева. Накануне, в интервью K—News, он сообщил, что и Турция, и Россия проявляют заинтересованность в проекте преобразования аэропорта «Манас» в транзитный хаб. Министр воздержался от более подробного комментария, сказав, лишь, что «на этот счет ведутся переговоры, предлагаются различные варианты».
Возможно, что появление Рамсфелда в Бишкеке и связано с предложением Турции. Прочные партнеры, США и Турция поменялись местами. Если в мае 2009 года Абдуллах Гюль просил в Бишкеке за США, то теперь, не исключено, Рамсфелд явился в Бишкек, чтобы попросить за Турцию
Вероятно, что эти варианты, некие турецкие (то есть, адаптированные американские) предложения по будущему облику базы, как раз и обсуждались Алмазбеком Атамбаевым во время его «лечебного» визита в Стамбул. И вряд ли президента Кыргызстана там уговаривали дать России хорошее место в будущем хабе.
Потому что сложно понять — как и в какой форме может ужиться Россия и член НАТО Турция в этом проекте. Вероятнее всего, это просто невозможно изначально. Тут, или Россия, или Турция. А значит, скоро могут развернуться российско-турецкие (разжигаемые в Вашингтоне) конкурентные битвы с новыми сюжетами, победителями и жертвами. Жертвой будет, как водится, Кыргызстан.
Ибо события, разворачивающиеся вокруг ЦТП, доказывают по-прежнему одно. Кыргызстан в этой игре продолжает оставаться самым пассивным игроком. Страна, как и десять лет назад, играет не по своим правилам. Это правила, которые пишутся во внешних пределах.
Представитель Фонда Рамсфелда Сумбат Давид сообщил K—News, что обещанная в четверг встреча Дональда Рамсфелда с кыргызстанскими студентами все же состоялась.
На ней экс-министр обороны представил студентам АУЦА свою книгу. Она называется «Правила Рамсфелда». «Участники встречи с интересом обсуждали книгу и делились мыслями», — сказал Сумбат Давид.