Борис Силаев: трудовой мигрант — тоже гражданин своей страны

Автор -

Борис Силаев — политический и общественный деятель, экс-мэр Бишкека. 13 лет живет в России, работал в московском правительстве, сейчас на пенсии. Занимается всеми аспектами отношений между Россией и Кыргызстаном, является президентом всероссийской общественной организации Общество дружбы с Киргизией. К-News представляет аналитический материал Бориса Силаева, посвященный вопросам трудовой миграции в Россию.

Российское общество и мигранты

Мигранты — вечная тема в российских СМИ, которая настраивает общество на совершенно определенный лад. В основном негатив – «посадить», «запретить», «выгнать» и т.п. Проблемы, безусловно, есть, но это только половина правды. Правда заключается в том, что это только одна сторона медали, в упор не замечается, как российское государство организует прием трудовых мигрантов, обеспечивает их работой, строго спрашивает с работодателей об условиях труда и проживания, о налоговых отчислениях и пенсионных накоплениях. В связи с этим хочу показать проблему с несколько иной точки зрения. Не претендую на истину в последней инстанции и готов вступать в дискуссию по всему комплексу вопросов. Это наши предложения по выходу из создавшейся ситуации.

Официальные данные: читаем между строк

По неофициальным данным, в России более миллиона трудовых мигрантов из Киргизии. Но мы будем оперировать только официальными цифрами. В настоящее время в РФ находится 543 тысячи мигрантов из КР. Из них только 106 тысяч имеют разрешение на работу, и еще приблизительно 70 тысяч имеют патент. Таким образом, даже официальная статистика дает цифру в 360 тыс. нелегалов. Дислокация кыргызстанцев, работающих в России, такова: в Москве и Московской области – 52 %, в Сибирском федеральном округе – 14 %, в Дальневосточном ФО – 14-15 % и 19-20 % по другим городам. Юридически проблемами трудовых мигрантов из Киргизии занимается посольство в Москве, генеральное консульство в Екатеринбурге, консул в Новосибирске и два почетных консула в Краснодаре и Владивостоке. Этого явно не достаточно для «поддержки» практически миллиона мигрантов.

Другая необходимая информация. На 2013 год общая квота на привлечение иностранной рабочей силы составляет 1 миллион 700 тысяч человек. Разбивки квоты по странам не существует. Согласно закону, квоты должны выдаваться бесплатно, по заявкам нуждающихся организаций.

Изнанка системы обустройства трудовых мигрантов

В России вся квота распределяется между примерно 20 «своими» компаниями. Все остальные, в том числе и фирмы-посредники, вынуждены обращаться этой к «двадцатке» и забирать квоты у них, но уже не бесплатно, а за 12 тыс. рублей. Естественно, эти расходы ложатся бременем на трудового мигранта, которому квота стоит уже 17-18 тыс. рублей. Есть исключения, и некоторые фирмы сами выкупают квоты, но это не более чем исключение из общей практики. Но 90 % желающих работать в России проходят через посреднические фирмы. И для трудового мигранта услуги обходятся от 19 до 25 тыс. рублей, в зависимости от того, есть ли у него подтверждение знания русского языка и медицинская справка. При их отсутствии, фирмы посредники берут на себя эту часть «легализации» работника. Есть возможность легализации трудовой деятельности через патент, но в силу того, что больших «посреднических денег» там нет, эта система постепенно сводится к нулю. Это основные шаги по легализации, которые приходится осуществлять, чтобы только приступить к работе. По всему видно, что создана мощная коррупционная система обирания трудовых мигрантов, но все делают вид, что ничего не происходит…

Миллиард долларов, если просто перемножить…

Получается много нерешенных проблем. При всем при том, что России требуются миллионы рабочих рук, а государство не спешит наводить порядок в этой области. Вопросов множество — и по квотам, и по посредникам, и по справкам. А ответ на все вопросы один – при такой организации дела очень удобно «ловить рыбку в мутной воде». Давайте посчитаем. 1 миллион 700 тысяч квот перемножаем на 12 тысяч рублей, получаем сумму, превышающую 20 миллиардов. А если учесть «шапку» посредников, то получится, что ежегодно в этой системе крутится около миллиарда долларов. Согласитесь, неплохой куш для тех, кто «сидит» на трудовых мигрантах. При этом, по самым оптимистическим расчетам, только шестая часть попадает в бюджет государства. Именно поэтому предлагаемые меры по наведению порядка в миграционных вопросах носят косметический характер и не меняют сложившейся системы. И вопрос, как будет вести себя трудовой мигрант в стране, где его не считают за человека и посягают на заработанные им деньги, становится риторическим…

Что делать?

Извечный «русский вопрос» приходится применять к приезжающим в Россию. Ответ прост — менять систему все равно придется, поэтому нужны конкретные шаги. Не претендуя на истину в последней инстанции, выскажу некоторые предложения. Это концепция или приглашение к дискуссии.

Квоты, в том виде, в котором они существует, нужно убирать. Поставить задачу странам-поставщикам рабочей силы о количестве людей, готовых ежегодно приезжать на заработки в Россию. Снять часть ответственности с Федеральной миграционной службы России. Пусть страны-поставщики организовывают работу у себя на местах. За невыполнение условий соглашений уменьшать или даже лишать страны квот. Например, обязать каждого трудового мигранта приобретать полис добровольного медицинского страхования, и без него не разрешать въезд на работу. Другой способ – наличие сертификата знания русского языка. В Киргизии такие функции мог бы взять на себя Кыргызско-российский Славянский университет. Я говорю о тех документах, которые проверяются уже на границе. Разрешением на работу должна стать пенсионная карта российского образца, как основной документ учета мигрантов. Работодатель не должен принимать на работу приезжих без этих трех документов (справка о здоровье, сертификат и пенсионная карта). Понятно, что для создания такой системы учета трудовых мигрантов потребуется не только реальное противостояния с коррупцией, но и реальные межправительственные соглашения между Россией и странами-поставщиками трудовых мигрантов. Подчеркну важность пенсионной карты. Даже если сегодня конкретный работник не думает о завтрашнем дне, подумать о нем — забота государства, где он является гражданином и где он осуществляет свою трудовую деятельность.

И в качестве последнего аргумента в пользу конкретных действий

Совсем недавно, 30 апреля 2013 года, правительством Кыргызстана была принята Программа пенсионного обеспечения трудовых мигрантов, выезжающих на работу в Россию. Основным разработчиком и исполнителем выступает Первый негосударственный пенсионный фонд России. Таким образом, положено начало строительства новых цивилизованных отношений между трудовыми мигрантами и странами, откуда и куда перемешается рабочая сила. Радует, что в Кыргызстане, несмотря на определенное противостояние некоторых сил, все равно просматривается политическая воля решать административные вопросы трудовых мигрантов.

Поделиться