«Ала качуу» – традиция или преступление? Общество разделилось на две части: одни считают это явление преступлением, другие традицией. И, несмотря на то, что в Кыргызстане принят закон, согласно которому человек, укравший невесту против ее воли, несет уголовную ответственность, кражи невест пока продолжаются. По данным отчетов «Фридом Хаус», каждый год в нашей стране происходят от 8 до 12 тысяч случаев краж невест, причем порядка 5 тысяч из них не согласовываются между брачующимися, еще 2 тысячи женщин попросту подвергаются насилию.
Обычно данную тему рассматривают со стороны украденных невест, которые являются потерпевшими либо участницами разыгранного «обряда». Реже спрашивают у самих похитителей: почему они украли, считают ли они похищение невесты преступлением и знают ли они о том, что могут понести наказание в виде лишения свободы?
В апреле 2013 года были внесены поправки в 155 статью Уголовного кодекса КР. Эта статья предусматривает от 4 до 7 лет тюремного заключения за похищение девушки против ее воли с целью выдачи замуж.
«С тех пор уже заведено 3 уголовных дела по обвинению в похищении девушек», – говорит начальник следственного отдела УВД города Оша, подполковник Сыргак Айткурманов. По его словам, родители тоже могут быть привлечены к уголовной ответственности, если будет доказано, что они силой принуждали девушку к бракосочетанию.
«До апреля эта статья существовала, но за похищение предусматривался лишь штраф в максимальном размере 20 тысяч сомов. Теперь же, если будет доказано, что мужчина похитил девушку против ее воли, чтобы жениться, его могут приговорить к 7 годам лишения свободы. Раньше у нас бывали случаи, когда девушка приносила заявление о том, что ее похитили с целью выдать замуж. Но родители ее и парня-похитителя, сговорившись между собой, давили психологически на девушку, и та забирала заявление. С другой стороны, похитителям невест было проще заплатить штраф до 20 тысяч сомов, поскольку свадьба обходилась им намного дороже. После поправок в УК ситуация меняется. Но, несмотря на это, кражи невест продолжаются, и есть еще люди, называющие подобное явление традицией», – говорит Айткурманов.
Почему современные мужчины совершают «ала качуу», мы решили узнать, расспросив мужчин разных возрастов и профессий.
История первая. 30-летней житель Оша Самат считает, что «ала качуу» – это обряд, позволяющий сэкономить средства, но не на ухаживаниях за девушкой, а на более дорогих обрядах при сватовстве. Самат и его будущая жена дружили 2 года, когда были студентами. Чтобы провести свадьбу по всем обычаям, у них не хватало средств, в таком случае, по традиции, можно выкрасть невесту, но заранее договорившись с ней
«Мы с моей невестой договорились о том, что я ее выкраду, – рассказывает Самат. – С одной стороны, это намного дешевле обходится, нежели бы я женился обычным путем. Я выплатил калым – это вроде откупа от родителей невесты. Все мы сделали по традициям. Перед свадьбой снохи с обеих сторон договаривались между собой».
История вторая. Нурбек, сейчас ему 32, зная, что красть девушку нехорошо, под давлением своих друзей, у которых уже были семьи, десять лет назад все же женился.
«Влюбился сразу, как увидел ее. Я жил тогда в деревне, а она приезжала туда к подругам. Я не был уверен, что городская девушка согласится выйти за меня замуж. И попросил помощи у ее подруги, она выманила мою возлюбленную на улицу, и я ее украл», – рассказывает Нурбек.
Сейчас он с семьей живет в Оше, у него сын и две дочки. Жена Нурбека не жалеет, что вышла за него замуж – это с его слов.
История третья. 26-летний Канат украл невесту и женился ради своего больного дедушки, который очень хотел дождаться внуков. Канат любил другую девушку, из города, но у той был жених. Его родители были против, чтобы сын женился на городской, ведь она не смогла бы вести деревенское хозяйство (доить коров, печь хлеб, работать в огороде). И поэтому подыскали невесту из местных. Вот он и сделал так, как хотели его родные. У них уже есть ребенок, и семья живет хорошо. Эту историю Канат, как и другие похитители, постеснялся рассказать автору даже анонимно и по телефону, но согласился рассказать через знакомых.
История четвертая. Максат, 21 год, не собирался жениться, но узнав, что девушка, которая нравилась ему, уезжает в Россию работать, украл ее. Ради этого он приехал из Бишкека в Ош.
«Украл, чтобы она не уезжала далеко. Только поэтому. До этого я знал ее, и мы иногда общались. Но родители не знали, что я собирался украсть», – говорит Максат.
Как видим, истории разные. Есть и те, кто увозил невесту с ее согласия, и те, кто насильно менял жизнь девушки.
Традиции или незнание?
Почему кражу невесты воспринимают как обряд или традицию, откуда вообще появилось такое явление? Об этом рассказал заведующий отделом экспозиции Национального историко-археологического музейного комплекса «Сулайман-Тоо», историк Хаирулло Ибайдуллаев:
«В прошлые века влюбленная пара жила обычно по соседству или в одном селе. И когда они женились, парень увозил жену в свой дом или свое село. Как такового понятия «кража невесты» не было, и это не является традицией. Просто когда родители девушки были против женитьбы, она убегала из дома к своему возлюбленному. И тогда уже ее родители не могли запретить им жениться и договаривались с родителями парня о свадьбе».
Такое явление, как «кража невесты», по словам историка, это искаженное понимание бракосочетания. Причину он видит в незнании нынешней молодежи и их родителей традиций и культуры своего народа. «Зачастую именно родители парня заставляют его красть девушку, только чтобы соблюсти якобы традиции кыргызского народа», – говорит Ибайдуллаев.
Несмотря на то, что принят закон об ужесточении наказания за воровство невесты, нередко слышишь очередную историю о том, как парни насильно усаживают девушку в свой автомобиль средь бела дня, не обращая внимания на ее крики и сопротивление. Не реагируют и прохожие, видимо, считая, что просто стали свидетелями разыгранной сцены, где все происходит по обоюдному согласию. Подобное умыкание невест происходит даже несмотря на то, что общество уже заклеймило это явление и даже мужчины высказываются против «ала качуу».
«Я против»
По этому вопросу мы провели блиц-опрос. Большинство опрошенных нами респондентов высказались против «ала качуу».
«Я против кражи невесты, так как у нынешней молодежи нет возможности содержать семью, нет правильного понимания о семье», – говорит Эрмамат, шофер, 64 года.
«Раньше это воспринималось как некий обряд бракосочетания. Сейчас это уже не стоит делать, это нарушение закона», – сказал Адыл, сторож, 63 года.
«Есть причины, почему парни крадут невест. Во-первых, с экономической точки зрения дешевле украсть невесту. Так как досвадебные обряды, сама свадьба обходятся очень дорого. Во-вторых, в этом проявляются бескультурье и невоспитанность молодых людей», – считает Бакыт, продавец, 43 года.
И среди молодых людей есть такие, которые трактуют кражу невесты как преступление. «Кража невесты – это нарушение закона и нарушение прав женщины. Ее, по сути, лишают свободы. Раньше просто этого не понимали, в силу юридической безграмотности, в том числе», – пояснил Руслан, юрист, 23 года.
«В прошлом это можно было делать, так как родители решали все за девушку и парня. Родители выбирали, на ком их сын женится. А потом уже, по обряду, парень крал невесту. Сейчас же это неправильно, общество уже изменилось. Я категорически против этого», – говорит Нурсейит, 19 лет, торговец.
Таиржан Турсуналиев, 50 лет, рассказывает, что с будущей женой они познакомились еще в университете.
«Мы проучились вместе 5 лет. После учебы, как было в те времена, нас распределяли работать по специальности. Мне пришлось ехать в Баткен, а ей в Джалал-Абад. Через некоторое время она перевелась в Баткен. Тогда родители были в курсе, что мы хотим пожениться, и не были против. Поженились мы в Баткене, потом переехали в Ош. И до сих пор живем вместе».
Если пара любит друг друга, считает Таиржан, то парень крадет невесту по ее согласию из-за страха, что родители девушки могут выдать ее замуж за того, кого выберут сами. А если парень крадет девушку без ее согласия, то это может нанести ей серьезную психологическую травму. Также Таирбек напомнил, что традиционный ислам против насильственных бракосочетаний.
А в том, что давление со стороны родителей на своего сына приводит и к психологическим расстройствам, уверен директор Центра психического здоровья города Бишкека Кенеш Усенов. Обычно говорят о психологических травмах, которые получает украденная девушка. Но кража может сломать психику и самого похитителя.
«Во-первых, в такой семье, где невеста украдена против ее воли, в дальнейшем складываются трудные отношения. Это приводит к частым ссорам, скандалам и даже к разводам. Во-вторых, у парней случаются депрессии, так как родители имеют влияние на его решения. Это если молодожены живут в одном доме с родителями. Если отдельно, то из-за неопытности и неумения вести быт семья быстро распадается. Редко, когда семья, созданная таким путем, существует долго и счастливо», – говорит Усенов.
«Чтобы сократить насильственные кражи девушек, нужно вести пропаганду правильного понятия о бракосочетании, а также ужесточить наказание за похищение», – считает Таирбек Турсуналиев.
Такую пропаганду в Кыргызстане проводит общественный фонд «Открытая линия». Через социальные ролики на тему «ала качуу» их авторы пытаются рассказать о том, что на самом деле обрядом это может называться в случае, если имеет место добрая воля обеих сторон. И призывают общество отказаться от искажения разных обрядов и традиций, в том числе и «ала качуу».