Вывод американских войск из Афганистана, который завершится в 2014-м году, приведет к неизбежным изменениям ситуации в регионе и вынудит практически всех крупных международных игроков пересмотреть свои приоритеты и адаптироваться к новой реальности.
Как предстоящие события скажутся на ситуации в регионе в целом и в самом Афганистане? Прежде всего, стоит иметь в виду, что, несмотря на вывод значительной части военного контингента объединенной антитеррористической коалиции, костяк которой сегодня составляют американские военные и насчитывающей более 130 тысяч человек, на территории ИРА останется как минимум 30 тысяч хорошо подготовленных военных специалистов, которые будут размещены в уже подготовленных восьми базах.
То есть «вывод» американских военных некая условность, вовсе не означающая, что на территории Афганистана иностранных военных не останется совсем. И, несмотря на то, что в середине июня в торжественной и пафосной обстановке американцы передали контроль над обеспечением порядка в стране афганским национальным силам безопасности, американские военные продолжат играть важную роль во внутренней ситуации в Исламской Республике Афганистан (ИРА) и после вывода основного контингента.
Если говорить о способности афганских сил обеспечить безопасность на территории страны, то события, произошедшие за последние недели, показывают, что они не в состоянии контролировать ситуацию даже в столице Афганистана. Только за последние две недели в Кабуле произошло три крупных террористических акта и значительных столкновений между террористами и афганской полицией, ответственность за которые взяла на себя группировка Талибан, и предотвратить которые афганцы оказались не в состоянии.
Во-вторых, следует учитывать сложную межнациональную обстановку в ИРА. Сейчас президент, правительство и парламент практически полностью представлены только одной народностью — пуштунами. Между тем на территории Афганистана проживают еще в значительном числе таджики, узбеки, кыргызы, хазарейцы, которые фактически выдавлены из политической жизни, и их представители не имеют доступа к принятию решений на национальном уровне. Кроме того, основная часть афганских сил безопасности состоит из пуштунов, а на самом высоком политическом уровне в последнее время все чаще раздаются призывы к формированию «пуштунского государства» в Афганистане.
Все это не способствует стабилизации внутренней ситуации в стране. В этом смысле хорошей иллюстрацией могу послужить события в городе Талукан провинции Тахар, расположенной на севере Афганистана, где в конце июня произошли столкновения между узбеками и таджиками. Как сообщило афганское агентство Vice, в течение недели этнические узбеки, проживающие в данной местности, проводили митинг, выражая недовольство тем, что они недостаточно представлены как в правительстве Афганистана, так и в органах власти провинции. В Тахаре проживает также много таджиков, и массовые выступления узбеков закончились серьезным побоищем, завершившимся гибелью трех человек и ранением пятидесяти двух. При этом афганская полиция, по словам свидетелей события, предпочитала ни во что не вмешиваться и столкновений не предотвратила.
Эта ситуация очень хорошо иллюстрирует, как будут разворачиваться события в самом Афганистане после вывода большей части военного контингента ISAF.
Вероятнее всего, страна вновь погрузится в хаос межнациональных столкновений, остановить которые афганские силы безопасности не смогут. В этих обстоятельствах приход к власти талибов, при активной поддержке Западных игроков, неизбежен. Именно такой сценарий вероятно и планируют США, начавшие активную фазу переговоров с представителями Талибана в Катаре. Несмотря на возражения афганского президента Карзая, переговоры продолжатся и, скорее всего, закончатся тем, что Карзаю придется либо согласиться делить власть с талибами, либо покинуть свой пост.
Внутренняя ситуация в Афганистане, безусловно, скажется в соседних странах – Таджикистане, Узбекистане и Турмении. Их ожидает обострение обстановки в приграничных с Афганистаном районах. За последние годы на территории ИРА нашли убежище значительное число национальных группировок, оппозиционных существующим режимам в этих странах. Это и Исламское движение Узбекистана (ИДУ), и непримиримая таджикская оппозиция, и туркменские исламисты. Важно, что за прошедшее время члены этих организаций прошли хорошую военную и террористическую подготовку в лагерях Пакистана и Афганистана. Безусловно, лидеры этих организаций, непременно воспользуются неразберихой, которая возникнет в ИРА, для проникновения на территорию соседних стран.
«Сейчас поступает информация о том, что и на таджикско-афганской, а также в районе туркмено-афганской границы скапливаются отряды разнообразных исламистских группировок. Не обязательно талибов, но их союзников. Идут бои с официальной афганской армией. И вся эта нестабильность движется на север, приближаясь к зоне ответственности ОДКБ. Со временем эта угроза становится все более значимой», — отметил начальник отдела Средней и Центральной Азии Института стран СНГ Андрей Грозин.
Сегодня страны Центральной Азии переживают очень тяжелый момент. Собственного потенциала для нивелирования угроз безопасности недостаточно. И единственным гарантом их стабильности было, есть и ещё на долгий период останется членство в ОДКБ.
Как заявил генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа, лидеры стран-членов Организации хотят минимизировать неизбежные негативные последствия вывода американских войск из Афганистана и неизбежного обострения обстановки в регионе.
Когда речь заходит о минимизации потерь, то имеется в виду, что они неизбежны. И руководству стран региона придется выбирать между «плохо» и «очень плохо».
«Я хотел бы напомнить, что в 1999-2000 годах было очень серьезное обострение в Кыргызстане. Тогда боевики, прошедшие через Таджикистан из Афганистана, прорывались в Ферганскую долину. Чтобы не допустить таких эксцессов, которые могут привести к тяжелым последствиям в Средней Азии (в том числе к большому потоку беженцев), необходимо договориться о совместных возможных действиях по стабилизации ситуации», — подчеркнул политолог, эксперт по проблемам Центральной Азии Семен Багдасаров.
ОДКБ в этой ситуации остается практически единственной силой, способной нивелировать возникающие серьезные вызовы региональной безопасности.