Переговоры с Centerra Gold Inc. идут и стороны к какому-то решению должны придти к 10 сентября. Информация о том, как проходит переговорный процесс поступает к общественности очень дозировано. Член совета директоров Кыргызской Фондовой Биржи (КФБ) Нурбек Элебаев поделился с K—News своим видением разрешения данной ситуации.
Нурбек Беккулович, как Вы считаете, есть ли риск, что Кыргызстан может потерять свою долю акций в Centerra Gold Inc.?
Лишиться своей доли Кыргызстан никак не может. То, что мы имеем 33 % Centerra Gold Inc., это на сегодня незыблемая цифра для уменьшения или потери. Другое дело — намерения государства изменить формат соглашения и отношение к этому вопросу со стороны инвесторов. Очевидно однако только то, что существует желание правительства изменить соглашение. И это желание пересмотреть те договоры, которые были заключены с компанией Centerra Gold Inc. в 2009 году, на мой взгляд, правомерное и вполне нормальное явление. Я прекрасно понимаю посыл правительства — изменить положение дел. Другое дело, что решить эти вопросы можно по-разному. Поэтому будем рассчитывать на откровенный разговор сторон, который предполагает то решение, которое устроит обе стороны.
Какой тип соглашений был бы выгоден для Кыргызстана сейчас?
Возможно, было бы выгодно соглашение, которое предполагает раздел продукции. Но если мы подпишем такое соглашение о разделении продукции, то нужно иметь в виду, что необходимо будет пересматривать наше участие в Centerra Gold Inc. Такие договорные форматы о разделе продукции между инвесторами и правительственными структурами существуют в других странах. Так почему бы не ввести их и у нас? В этом случае каждая сторона имеет свою долю прибыли от продажи той части продукции, которая относится к ним. Многие уже говорили об этом. Если будет принято такое решение, то неизбежно потребуется изменение в правовой части договора с Centerra Gold Inc.
Я думаю, что более логично было бы сегодня договориться и перейти к изменению соглашения 2009 года, а потом уже поэтапно подходить к соглашению о разделе продукции или другой форме справедливого партнерства. Эти изменения предлагались в 2007- 2008 годах, но не были реализованы в соглашении 2009 года. При этом, изменение формата можно было рассматривать также при разработке новых месторождений или участков, которые Centerra Gold Inc. получила на освоение в рамках соглашения 2009 года.
Сейчас же Кыргызстан как акционер получает только дивиденды при распределении прибыли. Кроме того, есть узаконенные платежи, которые компания осуществляет в Кыргызстане и налоги.
По вашему мнению, нет ли чьей-то игры в раскачивании ситуации вокруг Кумтора (в Джети-Огузе, например), как говорят в парламенте, чтобы обвалить стоимость акций, которые и так вчетверо подешевели за год, и затем их скупить по дешевке?
В принципе, эффект, о котором вы говорите в связи со стоимостью акций, имеет место. Появляются проблемы во взаимоотношениях инвесторов и правительства – акции падают в цене. Перекрыли дороги и отключили электроэнергию – акции упали в цене. И это неизбежно, когда мы имеем дело с публичной компанией, акции которой обращаются на Торонтской бирже. Однако в последнем случае все дело, как мне кажется, в желании отдельных политических сил внутри страны создать напряжение и недовольство в сторону правительства.
Что можно ожидать в дальнейшем? Многие говорят, что это отрицательно сказывается на инвестиционном климате и на привлечении крупных инвестиций в другие отрасли. Действительно, вся ситуация с «Кумтором» сказывается и на настроении инвесторов и на наших отношениях с донорским сообществом и с рядом региональных структур. Европейский союз и арабские страны намечали инвестировать проекты, но приостановили свои действия, поэтому пока наиболее активно продвигают проекты в нашей стране наши стратегические партнеры по ШОС — Китай и Россия.
Выгодно ли Кыргызстану выйти из Centerra Gold Inc. и создать совместное предприятие на базе «Кумтора»?
В этом проекте, который называется Centerra Gold Inc., в составе активов активы «Кумтор» составляют порядка 80-85 %. Все остальные месторождения у компании либо в стадии разработки, либо на грани закрытия. Поэтому получается, что именно «Кумтор» основной и доходоприносящий актив в составе Centerra. Но, на самом деле, мы не имеем полного представления о том, что происходит на других месторождениях Centerra Gold Inc. Насколько наши специалисты изучили этот вопрос? Ведь у компании есть месторождения в России, в Монголии, Азербайджане, в США. А если мы будем руководствоваться только сегодняшним днем, а «Кумтор», возможно, тоже не имеет особых перспектив в дальнейшем?
Запасы с 2020-2021 годов будут истощаться. 33 % акций Centerra Gold Inc., если они перспективны, нужно использовать с выгодой и с учетом того обстоятельства, что мы являемся членами этой международной корпорации. Прогнозы, опубликованные на сайте Centerra Gold Inc. по «Кумтору», были изменены, и здесь нам нужна более четкая картина в части продолжительности жизни этого месторождения. Всем понятно, что час-пик на «Кумторе» уже пройден.
Более того, для нас проект Centerra Gold Inc. очень важен и показателен, поэтому нужна максимальная открытость, как перед обществом, так и перед инвесторами. Поэтому очень важно, чтобы правительство в этом вопросе шире использовало опыт профессионалов в области фондового рынка, горной добычи и инвестиций для того, чтобы в дальнейшем правильно определять отношения в рамках деятельности этой компании.
Нам нужно также сделать так, чтобы акции Centerra Gold Inc., поскольку в основном операционная деятельность находится в Кыргызстане, имели бы обращение на Кыргызской фондовой бирже (КФБ). Это условие есть в соглашении 2009 года, но, к сожалению, не выполняется, несмотря на то, что прошло уже 4 года со времени его заключения. Техническое оснащение КФБ соответствует мировым стандартам, обращение акций на бирже требует только взаимодействия нашей биржи и биржи в Торонто. Эти вопросы под силу решить Centerra Gold Inc. и правительству Кыргызстана. И вот, когда инвесторы, в том числе граждане нашей страны, купят эти акции, тогда они будут уже сами стоять на страже того, чтобы с этой компанией не было проблем на территории нашей страны, поскольку приобретенные ими акции, в случае нестабильности, могут упасть в цене.