Бедность не порок, а платформа для развития

Автор -
397

    Конференция высокого уровня по вопросам развития Кыргызской Республики сегодня закончила свою работу. Конференция сфокусировалась на двух основных вопросах: восстановление экономики после 2010 года, и насколько мы и наши международные партнеры по развитию привержены национальной стратегии устойчивого развития до 2017 года. Годовая работа закончилась выработкой документа, в котором обозначены не только макро, но и отраслевые приоритеты. Мы беседуем с руководителем Секретариата по развитию бизнеса и инвестициям при правительстве КР Талайбеком Койчумановым, принявшим участие в секции «Экономическое развитие и сокращение бедности».

    Какие факторы, на Ваш взгляд, в наибольшей степени влияют на бедность в КР?

    Как буквально недавно подсчитали наши эксперты, на сокращение бедности в КР влияют разные факторы: доходы, полученные за пределами страны, и соответствующий рост денежных переводов мигрантов, экономический рост и доходы от экономической деятельности внутри страны. Свою роль в сокращении бедности играют механизмы перераспределения доходов, в частности, бюджет системы социального обеспечения.

    Данные эластичности показывают, что в относительном выражении наибольшее влияние на темпы сокращения бедности оказывает рост ВВП (1 % роста ВВП приводит к сокращению бедности на 1,9 %), затем рост расходов на социальное обеспечение и последним по значимости является рост трансфертов. В среднем влияние роста экономики за четыре последних анализируемых года составило 80,4 % сокращения бедности. Надо отметить, что низкие темпы роста экономики в последнее время приведут к замедлению позитивных тенденций в сокращении бедности. Поэтому важнейшей задачей является создание новых рабочих мест, улучшение бизнес-среды и инвестиционного климата.

    То есть мы обратно возвращаемся к тому, что социальные вопросы невозможно решить, если у нас экономика будет в застое, если не будут создаваться новые рабочие места? Наверное, всех и прежде всего правительство должно волновать, куда пойдут десятки тысяч молодых, вступающих ежегодно в трудоспособный возраст?

    Совершенно верно. И нас беспокоит, честно говоря, бизнес-среда. Мы все видим, как зачастую социально-экономические вопросы отдельными политиками используются в политических целях. А надо, элементарно, дать людям работу, занять их. В настоящее время правительством разрабатывается стратегия развития частного сектора, в разработке которой активно участвуют бизнес-ассоциации. В настоящее время идет подготовка пакета законодательных инициатив по улучшению бизнес среды, в частности по защите прав инвесторов, государственно-частному партнерству и т.д. Важнейшим достижением последних лет является поддержка со стороны правительства государственно-частного диалога через созданный Совет по развитию бизнеса и инвестициям. Эта площадка позволяет бизнесу активно продвигать свои интересы в прямом диалоге с властями. Причем на самом высоком уровне.

    Насколько эффективна работа такого совета? Порой, как мне кажется, просто не хватает волевых командных решений, чтобы сдвинуть с места решение вопросов?

    Политическая воля, безусловно, нужна. Но командные решения бизнес-вопросов, я думаю, не приведут ни к чему хорошему. Это не только международная практика, но и наша собственная. Чем больше мы пытаемся регулировать бизнес, тем больше он уходит в тень и растет коррупция. Страдают опять же добросовестные предприниматели.

    Что касается эффективности работы совета, могу привести цифры: когда мы начинали, членами совета были только 8 бизнес-ассоциаций, а сейчас их более 30. Значит, бизнесу интересна площадка и он научился сам эффективно ее использовать, проведя посредством совета более 50 законов, указов, постановлений. Для бизнеса важно, чтобы такая площадка была устойчивой и поддерживаемой всеми заинтересованными партнерами, включая международное донорское сообщество.

    Какие проблемы бизнеса были озвучены Вами на конференции?

    Кроме общих проблем, касающихся защиты прав собственности, создания благоприятных условий в горнодобывающем, страховом, банковском секторах, я озвучил вопросы, которые бизнес поднимал на нашем совете. Это вопросы микрофинансового сектора, это вопросы налоговой политики, рационализации расходной политики государства, необходимости создания института продвижения инвестиций, поддержки инициативы по созданию горнолыжного кластера и создания государственной программы финансовой грамотности.

    Ваши ощущения — будут ли услышаны эти инициативы бизнеса правительством и международными партнерами и найдут ли поддержку?

    Скажу банальную вещь: надежды умирают последними. Бизнес-сообщество, конечно же, надеется и готово активно участвовать в процессе реформирования экономики.

    Поделитесь новостью