О том, может ли Кыргызстану грозить продовольственный кризис, и что должно предпринять правительство, чтобы предотвратить его. Как повлияет на агросектор вступление Кыргызстана в Таможенный Союз и нужно ли государству контролировать политику ценообразования. Об этом в эксклюзивном интервью K—News рассказал глава Продовольственной и сельскохозяйственной организации (FAO) ООН в Кыргызстане Дорджи Кинлай.
Господин Кинлай, расскажите о проектах, которые реализует ФАО в Кыргызстане?
У нас 22 проекта, и все, в той или иной степени, занимаются обеспечением продовольственной безопасности. Сферы деятельности этих проектов очень разнообразны — от развития овощеводства, ирригации и водоснабжения в регионах до выработки политики продовольственной безопасности Кыргызстана. Кроме того, мы также помогаем контролировать различные заболевания, как сельхозкультур, так и животных, особенно те которые относятся к трансграничным. К примеру, реализуем программы по борьбе с саранчой, а также чумой мелкого рогатого скота и ящуром.
В настоящее время ФАО разрабатывает программу по устойчивому развитию лесов в условиях изменения климата. Что касается планов, то в ближайшее время мы намерены сосредоточиться на животноводстве, начать помогать развивать этот сектор, поскольку он очень перспективен для страны.
Продовольственная безопасность это обширное понятие, которое выходит за рамки круга полномочий Министерства сельского хозяйства и мелиорации, поскольку речь идет не только о производстве продовольствия, но и о его потреблении. То есть продовольственная безопасность зависит не только от того, есть ли продовольствие на рынке, но и могут ли люди покупать его, имеют ли они работу, социальную поддержку.
В этом аспекте в стране работает двухлетний проект, который финансируется Европейским Союзом. В настоящее время в рамках данного проекта разрабатывается система для собора и анализа статданных по сельскому хозяйству.
Мы также работаем со всеми государственными учреждениями, собирающими и обрабатывающими информацию, которая может быть использована в разработке политики в сфере продовольственной безопасности. И мы надеемся, что к концу 2014 года мы сможем предложить правительству Кыргызстана стратегию, которая будет учитывать все аспекты продовольственной безопасности страны. В этом направлении мы работаем с Министерством сельского хозяйства и мелиорации, МЧС и Национальным статистическим комитетом.
В 2014 году мы будем оказывать поддержку правительству страны в проведении первой за 12 лет сельскохозяйственной переписи. Она поможет получить наиболее полную и точную информацию о состоянии данного сектора. При этом мы постараемся, чтобы она была действительно достоверной, основанной на фактических данных с тем, чтобы при формировании политики в агросекторе специалисты не пользовались предположениями или неточными данными. Другими словами, система по информационному обеспечению продовольственной безопасности должна будет очень четко работать в интересах страны.
На ваш взгляд, насколько эффективны программы, реализуемые ФАО в Кыргызстане? С какими проблемами вы сталкиваетесь, существуют ли какие-то административные барьеры?
Нам не совсем корректно будет самим оценивать эффективность наших программ, поэтому мы организовываем пресс-туры для журналистов. Они имеют возможность общаться с бенефициариями и самим оценивать, насколько эффективны наши проекты, как они меняют жизнь людей. Однако, опираясь на те оценки, которые делают специалисты со стороны, можно сказать, что проекты весьма эффективны, в особенности там, где реализуются программы по оказанию сельскохозяйственной поддержки женщинам.
До начала реализации проекта мы изучаем доходы населения, затем работаем с айыл-окмоту, выбираем пилотные села, передаем людям технологии, предоставляем семена высших сортов, проводим тренинги, где обучаем сельчан, как нужно работать на земле, чтобы она давала наибольшую прибыль. В итоге, жители, которые раньше покупали овощи, теперь идут на рынок, чтобы их продавать.
Вторым показательным примером является проект по развитию рыбоводства и аквакультуры в Кыргызстане. ФАО помогает возрождать прудовое хозяйство, помогает рыбоводам новыми знаниями, методологиями, а также способствует тому, чтобы разрозненные рыбные хозяйства объединялись в ассоциации для более эффективного управления этими хозяйствами. В рамках Ассоциаций рыбоводы, местные органы власти и Департамент развития рыбного хозяйства сотрудничают для получения наилучших результатов.
Очень высокую оценку получил проект по модернизации ирригации, где применялись передовые технологии ФАО по эффективному распределению поливной воды. В целом мы удовлетворены сотрудничеством с Министерством сельского хозяйства и мелиорации.
Одним из препятствий развития сельского хозяйства в Кыргызстане, на наш взгляд, является его недофинансирование. Занятость населения в этом секторе составляет 60 %, при этом в эту сферу направляется всего 2 % бюджета страны, это не те пропорции, при которых сектор способен успешно развиваться. Мы очень надеемся, что такая ситуация вскоре изменится.
Также мы считаем, что необходимо направлять больше усилий на проведение исследований в этом секторе. Можно привлекать в страну новые технологии, обучать людей, но для того чтобы эти знания распространялись, необходимо, чтобы правительство выделило этот сектор в качестве приоритетного.
Каковы на данный момент бюджеты действующих проектов ФАО в Кыргызстане и сколько средств выделено на этот год?
На 2013 год бюджет ФАО составляет $3 млн. Начиная с 2009 по 2012 годы наш ежегодный бюджет составлял $1,5 млн. Надеемся, что с этого года мы и дальше будем придерживаться планки в $3 млн. Данные средства являются технической помощью.
ФАО — это организация, которая занимается распространением знаний, передачей технологий. Мы не занимаемся финансированием поставок, основная задача организации – использование того передового опыта и знаний в области сельского хозяйства, которые накоплены в мире.
У нас есть прямые доноры, такие как Европейский Союз, или правительство Финляндии, которое финансирует проект по рыбоводству в Кыргызстане, правительство Турции, которое предоставляет средства на программы по животноводству, разработку стратегии развития сельского хозяйства. ФАО не является донором, мы агентство ООН, через которое доноры приходят со своими средствами в страну.
Всемирный банк и Международный фонд сельскохозяйственного развития выделяют большие средства для развития сельского хозяйства в Кыргызстане. Наша основная функция — помочь развить потенциал Министерства сельского хозяйства и мелиорации до необходимого уровня, чтобы это государственное учреждение смогло само эффективно управлять этим сектором.
Увеличение бюджета ФАО как-то связано с ухудшением ситуации в Кыргызстане? И как Вы в целом оцениваете уровень продовольственной безопасности страны?
Увеличение бюджета ФАО в основном зависит от запросов правительства, и прежде всего Министерства сельского хозяйства и мелиорации. Наш бюджет вырос в связи с тем, что наши партнеры теперь лучше понимают, чем занимается организация, также это связано с появлением новых секторов агропромышленного комплекса, которые нуждаются в поддержке и в связи с открытием полномасштабного офиса ФАО в Кыргызстане.
Существуют два системных подхода в оценке продовольственной безопасности. В 1997 году состоялся всемирный продовольственный саммит, на котором за базовый отсчет брались данные с 1991по 1993 годы. Данные за эти годы показывали, что 1 млн человек или 15 % населения Кыргызстана не получают полноценного питания, другими словами недобирают 2 тыс. 300 калорий необходимых человеку для нормальной жизни. Эти данные составлялись на основе статистики, предоставляемой правительством Кыргызстана.
По данным с 2010 по 2012 годы, полноценного питания не получают 500 тысяч человек или 6,5-7 % населения страны. Согласно первой Цели тысячелетия по борьбе с голодом и нищетой, Кыргызстан должен был добиться таких цифр к 2015 году, но эта цель уже достигнута. Поэтому Кыргызстан вошел в число 38 стран мира, которые добились этой цели досрочно.
На всемирном продовольственном саммите были другие цели, еще более сложные, но и они были достигнуты страной. В целом ситуация по обеспечению продовольствия в Кыргызстане улучшается, потому что ежегодно увеличиваются объемы производства продовольствия. А то, что страна не производит, она импортирует.
Вам повезло, что у вас общая граница с Казахстаном, потому что оттуда вы можете импортировать пшеницу, кроме того, стране помогает Россия. Это позволяет делать продовольствие доступным для населения. Для повышения уровня продовольственной безопасности необходимо продолжать расширять объем переработки сельскохозяйственной продукции в Кыргызстане и самим заниматься производством продуктов питания.
Также необходимо и дальше продолжать использовать выгодную ситуацию, сложившуюся по импортозамещению тех продуктов питания, которые не производятся в стране. Ресурсы, которые в настоящее время идут на развитие гидроэнергетики, в ближайшем будущем поднимут доходы бюджета и это будет хорошим инструментом для увеличения импорта продуктов питания. Но самое главное — необходимо добиваться экономического роста, страна должна стать экономически самодостаточной, тогда все вопросы по обеспечению продовольствия будут сняты.
На ваш взгляд, какие еще меры должно предпринять правительство, чтобы улучшить ситуацию с продовольственной безопасностью в стране?
Для того чтобы население ощущало продовольственную безопасность, стране прежде всего необходим экономический рост. В этом плане многие сектора экономики Кыргызстана имеют великолепный потенциал. В настоящее время, самый большой доход страна получает от перечислений трудовых мигрантов. Исходя из этого, есть два пути дальнейшего развития – либо поощрять расширение трудовой миграции, но в этом случае сильно страдают семьи, либо адаптировать систему образования к нуждам растущей экономики с тем, чтобы больше готовить специалистов, которые будут способствовать экономическому и промышленному развитию страны.
Кроме того, поскольку Кыргызстан является развивающейся, не очень богатой страной, правительству страны, на мой взгляд, необходимо делать все, чтобы сюда шли прямые иностранные инвестиции и все законодательство должно работать для этого.
В секторе сельского хозяйства имеется огромный потенциал в плане развития животноводства, производства фруктов и овощей. Если данным потенциалом разумно управлять и эффективно его использовать, создать благоприятные условия для привлечения инвесторов, в этих секторах страна сможет получать очень хороший доход.
В советское время рыбное хозяйство Кыргызстана производило 2 тысячи тонн продукции, сейчас лишь 140 тонн. Кроме этого, страна также экспортировала большие объемы мяса в братские республики. Мы не говорим сейчас о том, чтобы изобретать что-то новое, нужно всего лишь вернуться к прошлому опыту, поменяв для этого действующие практики.
Согласно правилам Таможенного Союза, вся продукция должна быть сертифицирована и в этом плане мы намерены оказать необходимую помощь Министерству сельского хозяйства и мелиорации. Без идентификации (бирок на ушах животных), страна вообще ничего не сможет вывозить, ни в соседние страны, ни в страны ЕС. Конечно это потребует серьезных затрат, поскольку понадобятся дорогостоящие программы, системы мониторинга, также нужно будет проводить постоянные исследования в этом секторе.
При этом фермеры должны будут взять на себя часть затрат, которые предусматривает данная программа, но затраты быстро окупятся, потому что животноводы смогут получать больше прибыли от разведения скота, чем сейчас. Мы надеемся, что пастбищные комитеты, которые действуют в стране, начнут разъяснять и убеждать животноводов, что это необходимо, в противном случае данный сектор окажется в тупике.
На ваш взгляд, вступление Кыргызстана в Таможенный Союз усилит положение страны в плане продовольственной безопасности либо ухудшит?
Конечно, усилит. Поскольку рынок откроется для всех членов Таможенного Союза. Границы Кыргызстана расширятся, вы станете частью целого союза, будете платить меньше налогов, ваши товары станут более дешевыми, и, следовательно, более конкурентоспособными на внешних рынках. С экономической точки зрения Таможенный Союз для Кыргызстана — наилучший выход, потому что он уберет те барьеры, которые требуют финансовых затрат. К примеру, вы везете свою продукцию через Казахстан и там вы должны постоянно платить, с вступлением в Таможенный Союз вы сможете возить свою продукцию в Казахстан, Россию, Белоруссию свободно, поскольку границ уже не будет.
Все же у некоторых экспертов есть опасения. Они считают, что открытые границы, могут погубить отечественных производителей, поскольку их продукция не сможет конкурировать с зарубежной.
Да, это сильный аргумент. В краткосрочной перспективе, пока страна не адаптируется, придется заплатить определенную цену. Однако в долгосрочной перспективе вы выиграете. Что может произойти? Возможно, вы будете выращивать меньше пшеницы, но эти средства можно будет реинвестировать, аграрии могут направить их на выращивание овощей, на то, чего не хватает на рынке, производители адаптируются. Конечно, торговля всегда развивается исходя из сравнительных преимуществ, но обе стороны выиграют — Кыргызстан будет получать более дешевую пшеницу, а соседи более дешевое мясо. Конечно, это экономическая теория, на практике социальная цена может быть высокой. Всегда найдутся группы, которые будут защищать свои интересы, но это часть процесса развития.
Вступление Кыргызстана в Таможенный Союз планируется пока не скоро. Сейчас же цены на рынках высоки из-за импорта некоторых продуктов питания и перекупщиков. Должно ли государство контролировать ценообразование?
Прежде всего, необходима четкая оценка того, что мы называем добавленной стоимостью. Практика показывает, что маржа, которую закладывают продавцы, находится в разумных пределах, в противном случае никто не стал бы покупать товар. И даже в случае, когда между производителем и конечным потребителем больше, чем один посредник, маржа все равно регулируется. Правда в том, что реальное повышение цен на продовольствие зависит от роста цен на мировых рынках, а не от посредников.
Согласно прогнозу ФАО, в течение ближайших 20 лет цены на продовольствие в мире будут расти. С 2013 до 2050 годы объемы производства продовольствия в мире должны будут увеличиться как минимум в два раза, чтобы прокормить население мира. До 2008 года цены на продовольствие были очень низкими, поэтому в сектор производства продовольствия вкладывалось мало инвестиций, проводилось мало исследований, интерес фермеров тоже падал.
На мой взгляд, со стороны правительства не должно быть никакого регулирования цен. Потому что, если оно начнет контролировать цены на продукты питания на рынке, то тогда оно же должно будет возмещать фермерам потерянную маржу. В росте цен также есть положительный момент, — растет интерес фермеров к расширению производства сельхозпродукции. С другой стороны, необходимо будет позаботиться о незащищенных слоях населения с тем, чтобы они могли покупать еду, это касается пенсий, социальных выплат.
Чего следует ждать Кыргызстану в 2013-2014 годах? Каковы прогнозы производства пшеницы в мире, от которой зависят цены на все остальные продукты питания?
Прогнозы на производство пшеницы в мировом масштабе очень хороши, ожидается рекордный урожай. По данным Национального статистического комитета, в 2013 году урожай пшеницы в Кыргызстане ожидается на уровне 750 тысяч тонн, это близко к среднегодовым стандартам. В целом потребность страны составляет приблизительно около 1 млн тонн. Кроме того, предполагается, что в течение 12 месяцев цены не пшеницу не будут расти.
В Кыргызстане недоедание носит сезонный характер. К примеру, из-за холодной продолжительной зимы люди могут ощущать дефицит овощей, мяса. В настоящее время в сектор орошения вкладываются хорошие инвестиции, и это радует, поскольку при эффективной системе орошения страна не будет зависеть от погодных условий.
Кыргызстан должен искать рынки для своей продукции за пределами страны, при этом нужно производить очень качественный продукт. Массовое производство — не для Кыргызстана, страна должна производить эксклюзивную продукцию: экологически чистые яйца, овощи, мясо, — все это очень ценится на международном рынке.
На меня произвела большое впечатление одна моя поездка на юг страны. По дороге я видел сотни гектаров полей, где аграрии выращивают овощи на полях, покрытых целлофаном. Такой метод выращивания позволяет эффективно защищать растения от сорняков, сохранять влагу и более эффективно использовать поливную воду. Это доказательство того, что люди очень быстро воспринимают и применяют новые технологии, которые доказали свою эффективность в мире. Если раньше аграрии высаживали рассаду в открытый грунт в мае, то сейчас они делают это уже в марте. Получая урожай раньше, они получают больше доходов.
В Кыргызстане есть еще одна сфера, которая не до конца изучена и использована — это агротуризм, когда иностранцы приезжают и живут с хозяевами в юртах. В Нарыне общинные организации туризма очень хорошо используют этот подход. Фермерские хозяйства также могут открывать у себя гостевые домики, мы можем обучить их, как обслуживать туристов. Кроме того, они могут готовить еду из экологически чистых продуктов, овощей выращенных в собственных огородах и молока, полученного от домашних животных. От этого вида бизнеса можно получать очень хороший доход.
Как Вы относитесь к сокращению в Кыргызстане земель предназначенных для сельхозугодий и пастбищ?
Я думаю сокращение земель предназначенных для сельхозугодий за чертой столицы — это естественный процесс, ведь население города неуклонно растет. Однако государственная система должна работать так, чтобы хорошая земля по-прежнему оставалась в сельхозобороте. В этом плане, многие страны имеют специальное зонирование. Таким образом, земля, предназначенная для сельхознужд, не может быть трансформирована, это запрещено законом. Территория города в любом случае будет расти, и если ее не будут расширять, это может повлечь большие сложности, такие как перенаселенность и рост цен на недвижимость.