Кумтор: ясно, что не ясно ничего

Вот, наконец, в истории с Кумтором появилась хоть какая-то ясность. В минувшую пятницу на пресс-конференции заместитель главы «Кыргызалтына» Кылычбек Шакиров озвучил три возможных сценария развития событий вокруг этой компании.

Как сказано, первый вариант — оставить все как есть, но усилить роль Кыргызстана как акционера. При этом необходимо искать союзников среди акционеров и вести агрессивную политику: больше вмешиваться в дела компании и критиковать. 

Вероятно, вариант не самый худший, хотя, мне кажется, что по части вмешательства в дела компании у нас и так все совсем неплохо – тут и перекрытие дороги на рудник, и отключение электроэнергии и всяческие митинги, которые, по моей информации, прекращать не собираются. Так что, с вмешательством в работу компании у нас все в порядке. Куда уж больше?

С критикой тоже обстоит все на высшем уровне – критиковать мы умеем и делаем это с удовольствием и обстоятельно. Так что первый вариант, считай, и так уже существует – осталось найти союзников среди более сотни акционеров «Центерры». А вот это дело сложное и в этой части план вполне может сбой. Потому как акционеры люди консервативные и деньги в акции они вкладывали не для того, чтобы демократию в Кыргызстане строить и в митингах участвовать, а чтобы прибыль получать. Так что в этом месте все может пойти наперекосяк. Ну, ничего, не впервой.

Второй вариант, как сказал Шакиров, подразумевает создание совместного кыргызско-канадского предприятия в Кыргызстане. При этом государство полностью уходит из Centerra Gold Inc.. Совет директоров будет формироваться на паритетной основе — 50 на 50, но оперативную деятельность будет вести канадская сторона.

То есть акции на сумму более чем 300 миллионов долларов передаются Центерре, а взамен Кыргызстан получает половину управления новым предприятием. Со всеми сопутствующими проблемами – необходимостью финансировать (реально финансировать, а не разговоры разговаривать) свою 50-типроцентную долю из государственного бюджета. Это и вложения в операционную деятельность, и финансирование развития предприятия, и, самое главное, расходы на ту самую экологию, о которой так много нынче разговоров. Вот и будет у нашего правительства шанс на деле доказать, как оно этой самой экологией обеспокоено.

Правда, что-то мне подсказывает, что на экологию денег точно не хватит. Как и на многое другое — бюджет у нас, как известно, и без того состоит из дырок, как тот тришкин кафтан. К чему этот деловой мезальянс может привести, полагаю, очевидно еще до того как процесс запущен. Предприятие будет регулярно недофинансироваться нашей стороной – денег-то в бюджете нет. В результате, очень вероятно, что доля Кыргызстана в этом новом предприятии вскоре значительно уменьшится. Да и кто станет просто так вкладывать вместо нас деньги? Канадцы? Это было бы неплохо, но вряд ли вероятно.

Третий путь — Кыргызстан остаeтся в Centerra Gold Inc. с процентом, который обеспечит ему право выдвижения одного члена совета директоров (прямая цитата из СМИ). Тут мне совсем непонятно – сейчас Кыргызстан представлен тремя членами в совете директоров «Центерры» и имеет чуть меньше 33 % акций, являясь самым крупным акционером. А предлагается, если верить цитате, оставить всего одного представителя? Какой в этом смысл?

Теперь, если перестать ерничать и говорить серьезно, вот что я думаю. За всеми этими криками и суетой вокруг Кумтора, похоже, теряется самое главное – смысл затеянных изменений. По идее, все они должны привести к увеличению доходов, получаемых нашей страной от разработки золотого месторождения. Это главная цель, иначе, зачем затевать такой громкий скандал, отзвуки которого слышно, без преувеличения, по всей планете?

Деньги, как известно, любят тишину. И, чем большим шумом будет сопровождаться процесс урегулирования ситуации с крупнейшим золотым месторождением и крупнейшим иностранным инвестором, тем меньше денег принесет его разработка. Но, что гораздо важнее, все ниже и ниже будет вероятность появления новых инвесторов, желающих вкладывать деньги в разработку недр Кыргызстана – тот же Джеруй, который, несмотря на значительные запасы, уже который год не разрабатывается.

Может пора перестать шуметь и делать необдуманные заявления? 

Поделиться