Все золото Кыргызстана

Автор -
3972

    Кара-Балтинский аффинажный завод наряду с 65 предприятия по аффинажу золота имеет общепринятый, мировой статус «London Good Delivery», который присваивается Лондонской ассоциацией участников рынка драгметаллов (LBMA). Предприятие способно аффинировать все золото, которое таится в недрах земли кыргызской. О работе завода KNews рассказал руководитель предприятия, инженер-металлург, выпускник Красноярского института цветных металлов Владимир Мельников.

    Владимир Николаевич, расскажите о статусе «LondonGoodDelivery»?

    Начну с того, что история аффинажного завода начинается в 1992 году. В том году в эксплуатацию был сдан цех по аффинажу золота и серебра, которое добывалось в Кыргызстане, в частности, на месторождении «Макмал». После того, как в 1997 году ввели в эксплуатацию месторождение «Кумтор», наш завод был подвергнут модернизации с целью увеличения производительности. С 1997 года начали переработку золота «Кумтора». На заводе работает 190 человек.

    О статусе. Наш завод имеет статус «London Good Delivery». Статус «Good Delivery» или надежная поставка присваивается стандартным слиткам отличного качества, высокой пробы драгоценного металла и клеймом авторитетного аккредитованного производителя. Любой банк принимает наш металл без дополнительного тестирования. Мы выпускам золото, аффинированное, чистотой 9999, и серебро чистотой 999,9. При этом у нас отсутствует статус «London Good Delivery» на производство серебра, так как объемы производимого металла (надо производить 30 тонн в год), не позволяют получить этот статус.

    Какие рудники поставляет вам сырье?

    Основной объем сырья мы получаем от «Кумтора» в виде сплава «Доре». Сплав «Доре» — это сплав, состоящий из золота и серебра, присутствует медь, никель, железо, свинец и прочие элементы в небольшом количестве. Как правило, сумма вышеперечисленных примесей составляет не больше 5 %. Сумма драгоценных металлов в виде золота и серебра составляет 95 %. Наша цель – отделить все ненужные примеси и разделить серебро и золото с последующим выделением. В настоящее время мы проводим аффинаж сырья «Кумтора», «Макмала», частных фирм «Долина Кассана» и «Эвентус». Это наша основная задача, и нареканий до сегодняшнего дня не было ни от одного покупателя нашей продукции.

    Для среднестатистического человека золото – это кольца, серьги, ювелирные изделия и все в граммах. Вы оперируете тоннами?

    Да, конечно, именно тоннами, хотя мерной единицей является тройская унция. К примеру, в 1992-94 годы мы проводили переработку 2 тонн золота в год. После проведения модернизации, когда заключался договор между правительством Кыргызстана и компанией-разработчиком «Кумтора», мощность завода выросла до 25 тонн. Но мы не сидим сложа руки, поэтому для гарантированной переработки сырья мы провели дополнительную модернизацию. В настоящее время предприятие имеет возможность  выпускать в год до 45 тонн чистого металла. Если сейчас все действующие месторождения и месторождения в стадии запуска будут поставлять нам сырье, то проблем никаких не будет.

    Мы выпускаем банковские слитки, весом в 400 унций, это приблизительно 12,5 кг, и серебряные слитки, весом в 800 унций или 25 кг. На золотой слиток наносится наше клеймо, которое зарегистрировано на Лондонской бирже цветных металлов. На слиток наносится чистота металла, это 9999, наносится номер слитка и дата выпуска. На серебро клеймо не наносится, так как на него не распространен статус «London Good Delivery».

    Также мы производим мерные слитки массой в 1 кг, 100 грамм и сейчас мы намерены наладить выпуск слитков массой 50 грамм и 5 граммовых слитков, в дальнейшем мы наладим выпуск 2,5 -1 граммовых слитков. Дело в том, что не каждое физическое лицо сможет купить себе 1 кг металла, но каждый можем приобрести на рождение своего ребенка 1 граммовый, 5 граммовый слиток. Золото имеет тенденцию к удорожанию. Когда я начал работать на аффинаже за 1 унцию давали $280-300, 1 грамм стоит $1, сейчас оно стоит $50. То есть приобретение золота в маленьких слитках — выгодное вложение средств.

    Расскажите о цикле переработки золота, не вдаваясь в технические подробности?

    Это сложно, но попробую. Цикл переработки, вне зависимости от объема партии составляет примерно 1 неделю. Для того чтобы выполнить анализ исходного продукта необходим примерно 5 рабочих дней. Золото получается путем электролиза в растворе «царской водки», которая представляет собой смесь азотной и соляной кислоты. Это гарантированный электролиз, который позволяет получить золото чистотой 9999. Нет необходимости вводить новые методы на те объемы, которые у нас имеются. Электролиз обеспечивает сроки переработки, чистоту переработки и общемировое извлечение, а также подразумевает минимальное количество рабочих рук. Если бы у нас было 200 тонн, то, естественно, мы могли бы рассмотреть другие способы аффинажа.

    Как вы продаете золото и серебро? Кому вы его поставляете?

    Нашими покупателями являются крупные банки, такие как Standard Bank, Банк Ротшильда, «Номос Банк». Груз отправляем в Цюрих, Дубаи. Вообще продажа нашего металла поэтапный процесс, который включает в себя и технические нормы. К примеру «Кумтор» поставляет нам сплав Доре. Мы проводим приемную плавку в присутствии представителей «Кумтора». Из жидкого расплавленного металла отбираются пробы. Далее определяется процентное содержание золота и серебра в этих пробах. После проведения аффинаж, это золото мы продаем своим клиентам, при этом 99,9% стоимости золота подлежит возврату Кумтору, а 0,1% от стоимости составляет безвозвратные потери. «Кумтор» выплачивает нам стоимость переработки. Проше говоря, мы у Кумтора купили золото и серебро в сплаве Доре, и позже уже продаем. Стоимость переработки различная, иногда договорная. Чем больше партия переработки, тем дешевле.

    Покупка и продажа осуществляется в один и тот же день, по одной и той же цене зафиксированной на Лондонской бирже. На купле-продаже мы ничего не зарабатываем. Операции осуществляются по мировой цене, без добавленной стоимости.

    Нам же, для того, чтобы купить добытое золото на Кумторе, к примеру, в объеме 1 тонны необходимы средства. Если взять в бюджете, то эти деньги будут отвлеченными средствами, то есть они постоянно будут в обороте и от них толку не будет. Поэтому мы заключаем договор с нашими банками. Банк нам предоставляет кредит, он получает золото и оплачивает нам его стоимость. Мы средства получили, а банк золото не получил. То есть все строиться на серьезном доверии и безукоризненной репутации ОАО «Кыргызалтын».

    А банк продает золото своим покупателям. Крупным покупателем нашего золота является Китай, Индия, Япония, Южная Америка. Есть такой механизм, который называется металлический счет. Допустим физические лица и юридические лица, могут открыть такой безналичный счет. Клиент определяет объем, и на счету появляется формальный объем золота. Золото дорожает в цене, и клиент вправе продать золото, как банку, так и другому клиенту. Все эти операции осуществляются если есть лицензия на оборот с драгоценными металлами.

    Владимир Николаевич, в заключение скажите, а что нужно сделать, чтобы увеличить объем перерабатываемого золота кроме запуска новых месторождений?

    Необходимо ужесточить контроль над частными фирмами, которые имеют лицензию на добычу золота. То есть смотреть за тем, работает ли эта фирма, ведет добычу или не ведет. И если ведет, то почему металл не поступает к нам. Мы не видим того золота, которое должно к нам прийти. А кустарным методом невозможно переработать золото, ведь необходимо соблюсти всю технологическую цепочку, чтобы достичь оптимальной чистоты металла.

    Спасибо за беседу.

     

    Поделитесь новостью