Страна меняется – с этим трудно не согласиться, а вот человек не изменится никогда. Имеется в виду его сущность, без идентификации по политическим и иным соображениям. И в этом отношении оговорка нашего президента весьма показательна. «Когда кто-то говорит, что ничего хорошего нет. Таким писакам и политикам я бы посоветовал пройти по улицам, посмотреть на пробки, где стоят не «Жигули» и «Москвичи», а иномарки и джипы. Кто бы что ни говорил, страна меняется», – сказал он в интервью МТРК «Мир» 30 августа 2013 года.
Казалось бы, что тут такого необычного? Вполне нормальный оборот, понятный нашему населению. Но я предлагаю обратить особое внимание на термин «иномарка», который в нашем сознании (и не зависимо от языка выражения) прочно ассоциируется с чем-то зарубежным и очень хорошего качества, по крайней мере, лучше нашего местного. А что же такое на самом деле – «иномарка»? Но сначала поговорим о качественном, о зарубежном, что на слуху у всего мира.
МАКС- 2013
Закончился Московский Аэрокосмический Салон. Конечно, это не Ле Бурже, не Фарнборо, и не Дубай. Но после них, точно четвертый в мире по значимости. Контракты на 12 миллиардов долларов, гражданский «Дримлайнер А-380» и военный Т-50, – только этих двух самолетов вполне достаточно, чтобы обеспечить мировой интерес к этому мероприятию. Тысячи людей посетили выставку в Жуковском. Чем не туристический объект, в неделю работы приносящий доход больший, чем получается за весь сезон у нас на Иссык-Куле? Но сейчас давайте взглянем на это мероприятие с другой стороны. Сказать что неожиданной – наверное, не стоит. Ибо все очень даже просто и наглядно.
Кыргызстан в очередной раз не участвовал в международном аэрокосмическом салоне. Казалось бы, чего в этом страшного – мы, как независимое государство, не участвуем в подобных мероприятиях. Это наше право.
ММАС- 2012
Годом раньше в Москве проходил Международный Автосалон, который по праву входит в топ главных автовыставок мира. Практически все без исключения главные мировые бренды, 100 ведущих мировых компании, 23 мировых премьеры, и более 1 млн. посетителей, из которых 2500 журналистов. Звезда салона – MINI Cooper плюс 34 концепта. И не поверите, опять Кыргызстан проигнорировал участие в этом грандиозном мировом смотре автопрома. Я намеренно не говорю о Женеве и Франкфурте, Лондоне и Токио. Естественно, там нас тоже не было.
CES-2013
Международная выставка потребительской электроники CES, ежегодно проходящая в Лас-Вегасе, в 2013 просто ошеломила рядовых потребителей. Новые телефоны, айфоны, айподы, айпады, смартфоны и тысячи других наименований гаджетов и устройств. Программное обеспечение на новом, доселе невиданном уровне. Плюс премьера революционных изобретений, которые уже через год становятся привычными в обиходе.
Таков сегодняшний мир, и технологии в нем занимают все большую роль. Это не новость, это тренд 21 века. И вы будете в очередной раз неприятно удивлены – Кыргызстан этот «электронный шабаш» также проигнорировал.
Почему так получается
Мы действительно не можем оказаться на столь престижных международных выставках-салонах только по оной причине: предложить мировому сообществу что-нибудь из мира высоких технологий Кыргызстан не может. У нас их нет, и не только высоких, но и того, что было новым 50-70 лет назад. Это во времена Союза в республике был и институт космических исследований, и автомобильный завод, и предприятия, производившие промышленную и бытовую электронику. То есть потенциально мы могли быть участниками всех этих международных выставок. Но это было в прошлом веке.
Остановили и разворовали предприятия, продали на лом оборудование и разогнали специалистов. И все. Как более-менее технологически развитая страна мы перестали существовать. Остались только эфемерные амбиции и пустая болтовня. Правда, от которой становится грустно, и на которую даже не стоит обижаться.
Ну, нет промышленности и ладно
Справедливости ради стоит отметить, что далеко не только мы оказываемся в стороне от технического прогресса. Не беда, страна наша еще и аграрная. Это даже очень здорово, что нет промышленности, – значит хорошая экология. Выращивай продукты, и «будет вам процветание». Аграрный сектор, наверное, остается единственным в мире направлением экономики, где можно конкурировать без последних достижений технического прогресса.
Ан нет, и здесь у нас тоже провал. Ну не получается у нас конкурировать с сельскохозяйственной продукцией соседей. Остаются несколько позиций, в которых мы еще конкурируем, но с каждым сезоном их все меньше и меньше. И в качестве примера, Киргизия во все времена славилась своими яблоками. И что мы имеем теперь? Приходите на базар и покупайте китайские яблоки, процент которых год от года увеличивается на наших прилавках…
«Москвич» в первые годы независимости действительно воспринимался как свой продукт, это «Мерседес» был иномаркой. Но за два десятка лет мы те только не создали собственного автопрома, мы даже потеряли свой рынок яблок. И китайские фрукты по терминологии нашего президента тоже вполне возможно называть иномарками. Ибо иномарка – это не обязательно автомобиль, это любой продукт, произведенный не у нас. Остается надеяться, что когда-нибудь в будущем мы тоже станем что-то производить. Хотя бы яблоки на экспорт.