ШОС накануне бишкекского саммита

Автор -
388

    Аббревиатура ШОС сегодня на слуху. Это становится если не мировым, то региональным трендом в политической сфере. Но немногие знают о подробностях деятельности этой организации, отчего иногда складывается впечатление о призрачности целей и задач данного международного объединения. Специальный представитель президента РФ по делам Шанхайской организации сотрудничества Кирилл Барский в недавнем интервью сказал: «Необходимо, чтобы люди знали, чем занимается ШОС, какие вопросы она решает, чем озабочены ее члены, какое место принадлежит ШОС в международном раскладе сил». Наверное, это наиболее грамотно поставленный вопрос СМИ и других  средств коммуникации. Представим краткий экскурс по объявленной теме.

    Статистика ШОС – цифры впечатляют

    Шанхайская организация сотрудничества – 12 лет существования, 6 стран-участников (Россия, Китай, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан), 5 государств-наблюдателей (Афганистан, Индия, Иран, Моголия, Пакистан), 3 партнера по диалогу (Беларусия, Турция, Шри-Ланка), страны и организации, получавшие приглашения на саммиты ШОС (США, Туркменистан, ООН, АСЕАН, СНГ, ЕврАзЭС). Площадь территорий стран, входящих в ШОС, составляет 30 млн. квадратных километров, население – более 1,5 млрд. человек. Экономический потенциал уступает только суммарному показателю экономик США и Евросоюза. ШОС не имеет статуса военного блока, но считает своим приоритетом борьбу с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом и наркотрафиком, а также развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия.

    Привет от Аскара Акаевича

    Кыргызстан наш – своеобразная страна, доминантой развития общества в которой являются перманентно свершающиеся революции. И главным итогом таких политперетурбаций является главный тезис новой власти о том, что предыдущие политики и их администрации были антинародными. Это позволяет новым политическим элитам обосновывать свои действия внутри страны. К сожалению, такой подход зачастую оборачивается нарушением международных обязательств по предыдущим договорам. В нашем случае, все обстоит иначе. Несмотря на две так называемых революции,  активность Кыргызстана в ШОС не претерпела никаких изменений. Поэтому приходится вспоминать, что ШОС начинался при Аскаре Акаеве и окончательно сформировался в серьезную международную силу при Курманбеке Бакиеве. В качестве доказательства преемственности внешней политики – не только председательство нашей страны в этом году, но и саммит глав государств, который будет проходить в Бишкеке. 

    Организация международная, но интересы у каждого свои

    Политический монолит ШОС не вызывает сомнений. Организация выгодна и крупным игрокам, и странам, не имеющим таких международных позиций. Однако эксперты отмечают ряд вопросов, по которым наблюдаются противоречия в политике членов ШОС. Китай, рассматривая страны ШОС, прежде всего, как перспективный рынок сбыта, считает, что приоритеты между антитеррористической и экономической деятельностью должны делиться поровну, а в перспективе экономическая стратегия может занять главное место в деятельности организации. Россия, напротив, настаивает на сохранении традиционной активности ШОС в области борьбы с проявлениями «трех зол» (по терминологии ШОС): терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. Россияне  небезосновательно опасаются установления экономической гегемонии КНР в постсоветской Средней Азии, отчего идет некоторое сдерживание экономической доминанты. Китай во внешней политике на первый план ставит исторические территориальные проблемы, выходящие за рамки ШОС, – объединение с Тайванем, для чего ему необходимо достичь соглашения о невмешательстве со стороны США. Россия стремится к более тесной интеграции на основе делегирования части суверенитета государств региона наднациональным органам (ОДКБ, ЕврАзЭС). Китай же не намерен делить суверенитет ни с кем другим. Во всем остальном ШОС вполне благополучный международный орган. И стремление попасть в Шанхайскую организацию сотрудничества некоторых других стран – лучшее тому подтверждение. Но сегодня однозначным является утверждение о том, что стратегия и перспективы ШОС, как и иных международных организаций, будут зависеть от других глобальных факторов, непосредственно имеющих отношение к странам-участникам.

    Наперекор суевериям

    В ближайшую пятницу 13 сентября откроется 13 встреча глав государств Шанхайской организации сотрудничества. Нетрудно предположить, как она будет проходить. Кроме заявленных ранее и согласованных месяцы назад вопросов (региональная безопасность, экономическое сотрудничество, наркотрафик, водно-энергетические и др. проблемы) с уверенностью можно говорить об обсуждении главного политического вызова последнего времени. «Арабская весна» хоть и случилась за тысячи километров от нашего региона, но именно она сегодня определяет глобальную политическую доминанту. Китай и Россия,  являясь постоянными членами Совета Безопасности ООН, имеют общую позицию по арабскому кризису. В отличие от США и некоторых партнеров, китайско-российская позиция не допускает международных силовых действий в обход ООН. Ситуация вокруг Сирии меняется как в калейдоскопе с каждым оборотом стрелок часов. Наступает пора принятия решений, и скорее всего ШОС станет той площадкой, на которой будет озвучена позиция уже не только двух стран членов СБ ООН, но и голос четверти населения планеты.

    Поделиться