Борьба с организованной преступностью в Кыргызстане приостановилась — Кенжебек Бокоев

Автор -
645

    Азиз Батукаев, Камчы Кольбаев – пожалуй, самые часто произносимые имена прошлой весны и лета. Тема ОПГ была почти такой же актуальной, как задержание депутатов за попытку насильственного захвата власти. Побег одного «вора в законе» и суд над вторым вновь открыли вопрос о борьбе с криминалом в Кыргызстане.

    На вопросы KNews о проходящей борьбе с организованной преступностью ответил депутат Жогорку Кенеша от фракции «Республика», председатель Комитета по законности, правопорядку и борьбе с преступностью Кенжебек Бокоев.

    Кенжебек Сатымкулович, как проходит в стране борьба с организованной преступностью, и проходит ли она вообще?

    На мой взгляд, борьба с организованной преступностью шла активно после революции 2010 года. Тогда были сдвиги в этом направлении и мы видели, что активные лидеры ОПГ убежали из страны за границу. Это было первым показателем того, что началась тотальная борьба. Раньше члены ОПГ спокойно жили в стране, и у них не было необходимости в побегах. А в 2010 году большинство из них уже было за пределами республики.

    Сегодня мы видим, что борьба с ОПГ приостановилась. В 2010 году нам давали сводки, согласно которым порядка 200 активных членов преступных группировок были задержаны, многие из них уже вышли, отсидев свой срок, или за недоказанностью в суде. Сбежавшие из страны вернулись. Поэтому сейчас снова пошла активизация деятельности членов организованных преступных группировок.

    Что нужно делать для активизации борьбы с организованной преступностью? Может быть, нужно решать это на законодательном уровне?

    На последнем заседании в правительстве по этому вопросу начальник ГУБОП говорил, что последние 5-7 лет не принимаются законы Жогорку Кенешем для того, чтобы активно бороться с организованной преступностью. Но как депутат я хочу сказать, что в прошлом году по инициативе МВД был принят закон о борьбе с организованной преступностью. Сейчас он в действии, президент подписал закон еще в мае. Но в МВД, наверное, не знают, что существует этот закон. Тогда министром был Рысалиев, замминистра – Турганбаев, ГУБОПом заведовал Сатыбалдиев. Может быть, новое руководство не знает об этом законе? Мы на следующем заседании комитета хотим поднять этот вопрос, будем рассматривать исполнение этого закона, закона об органах внутренних дел. Хотим узнать, что они сделали за это время, какую работу провели.

    А что предусматривает принятый закон? Какие в нем новшества?

    На основании этого закона правоохранительные органы могут проводить оперативно-розыскные мероприятия именно с членами ОПГ, ставить их на учет, по решению суда можно выявлять материально-финансовое состояние членов группировки, официально предупреждать их о привлечении к ответственности за нарушение закона. Раньше всех этих норм в законе не было.

    Когда МВД инициировало законопроект, силовики говорили, что смогут вести более эффективную работу по борьбе с организованными преступными группировками.

    Часто говорят о связи преступных группировок с политиками и чиновниками страны, что Вы думаете по этому поводу?

    Этот вопрос давно муссируется в обществе, об этом говорили и при бывшей власти, и при нынешней. Не умолкают разговоры о том, что криминал имеет связи со всеми, начиная от низших слоев власти и заканчивая 7-этажом. Именно поэтому мы и говорим о тотальной борьбе с ОПГ, она должна снять эти вопросы. Мы должны  работать для того, чтобы не было никакой поддержки и «крыши» со стороны власти. Борьба идет, но сейчас сказать, что мы победили ОПГ, никто не сможет.

    В обществе вызвали резонанс фотографии камер содержания «криминальных авторитетов», почему они содержатся в лучших условиях, чем живут многие граждане на свободе, и что нужно делать в этом направлении?

    Да, мы были свидетелями того, как готовили камеру для Кольбаева, видели фото отремонтированного помещения, видели фото, где Батукаев сидит за достарханом. Те, кто сидит за решеткой, живут по законам криминального мира, как говорится, «общака», и там возможно все — сидя за решеткой, они могут командовать своей группой, которая находится на свободе и продолжать свою преступную деятельность.

    Повторюсь, как раз для решения этих проблем нужна активная борьба с ОПГ. Ранее поднимался вопрос о необходимости полностью глушить связь в зонах и СИЗО, планировалось построить новые учреждения, откуда невозможно связываться по сотовому телефону и интернету, чтобы они были отрезаны от своих сообщников, которые еще не задержаны, то есть лишены возможности продолжать совершать преступления. Поэтому нужна повсеместная борьба, должен быть комплекс мер для получения нужного эффекта. Но пока мы этого не достигли, и на следующем заседании нашего комитета мы спросим у представителей МВД, почему.

    Поделитесь новостью