Депутаты Жогорку Кенеша выступили с новой инициативой. Теперь они предлагают наделить президента особыми полномочиями – отменять судимость. Об этом во вторник на заседании парламентского Комитета по законности, правопорядку и борьбе с преступностью заявил лидер фракции СДПК Чыныбай Турсунбеков.
«Предполагается, что заключенные, которым осталось отбывать срок наказания, к примеру, полгода — год, могут подать заявление о помиловании, и глава государства может отменить и судимость. Но это все на усмотрение комиссии по помилованию при президенте», — сказал депутат. Нардеп также сообщил, что в настоящее время готовятся соответствующие поправки в Уголовный кодекс.
Прокомментировать нововведение мы попросили экс-председателя ГСИН Шейшенбека Байзакова.
Шейшенбек Калильбекович, на Ваш взгляд, нужен ли этот закон?
Нужен ли он? А как вы думаете, можно ли снимать судимость с насильников, педофилов, убийц? Ведь речь идет не только о помиловании, но и о снятии судимости. Возможно, кому-то этот закон и нужен, чтобы обелить себя, свою биографию. Я, честно говоря, за 22 года независимости Кыргызстана таких законов и такого парламента еще не видел. Про них так можно сказать – чем ниже интеллект, тем выше амбиции. Быстрее всего только сорняк растет и парламент тому подтверждение. Это и не удивительно, среди депутатов — 3 человека ОПГшники, один вообще за изнасилование судим, кое-кто в мародерстве засветился. Парламент работает под «черных», под преступный мир, под криминал. Он вновь лег под «черных» Под себя закон клепают.
Чем это чревато для Кыргызстана?
В Кыргызстане и без этого под амнистию и «чудесное освобождение» попадают редкостные уроды. Например: был такой Альберт Темирханов – известный среди криминала человек, его приговаривали к смертной казни еще во времена Аскара Акаева, позже заменили приговор пожизненным лишением свободы. Тогдашние КГБшники подготовили бумагу по чьей-то просьбе и Темирханова вовсе выпустили на свободу. Я тогда возглавлял ГУБОП, и, когда он вышел, первым делом вытащил его к себе на разговор, предупредил, чтобы он жил по закону, что называется «дышал ровно и не выпендривался». Проходит время, и я слышу, что он назначен «смотрящим» по Бишкеку. Я еще раз его вызвал к себе на разговор, еще раз предупредил. Через какое-то время он в Токмоке разнес квартиру одному коммерсанту, когда пришел вымогать у него деньги. Нам удалось доказать его вину, добиться, чтобы его посадили. Вот вам и помилование.
История с освобождением Алмазбека Сулайманова — Лимонти — тоже пример. Вначале он был приговорен к пожизненному сроку, потом срок скостили на 30 лет, потом ГСИН сделал его «смертельно больным» туберкулезником и отпустили на волю. Мне известно, что освобождение обошлось ему в 75 тысяч долларов. 25 тысяч ушло в ГСИН, столько же в прокуратуру и судебную систему. Недавно его вновь посадили. Из волка собаку не сделаешь. У него гены такие.
Или последний факт — освобождение Азиза Батукаева. Его освобождала целая государственная система. Активно участвовали пограничники, судьи, прокуратура, ГСИН – все, в том числе и парламент и президент – все всё прекрасно знали. И что теперь? Нашли крайнего — Шамиля Атаханова — и успокоились. Парламент создал комиссию ради видимости и популизма, покричали и все. Меня, к примеру, сняли с должности только лишь за одно бегство Акмата Бакиева. Хотя Бакиев был 1262-ым в списке бежавших из колоний-поселений. С момента обретения независимости оттуда сбежал 1261 человек. Я говорил, что необходимо ликвидировать систему колоний-поселений, что она ничего не дает. Но кто меня слушал? Я ведь выступал перед парламентом с этой инициативой. Всем было наплевать. Суды специально перевели его сначала в колонию-поселение, затем в больницу – дав ему все шансы сбежать. И сейчас все работают, все на своих местах.
Каковы, по Вашему мнению, шансы вступления в силу этого закона?
Когда такие «валенки» сидят у власти, закон пройдет. Государство у нас есть, а государственности нет. Вертикали власти нет. Одна анархия. Посмотрите на министров, на чиновников – они сидят, вжались в стулья и думают: «Лишь бы досидеть нормально, лишь бы не сняли». Они просто места занимают. Этой власти нужны удобные люди и удобные законы. Кто начинает думать иначе – перестает нравится и Алмазбеку Атамбаеву, и парламенту.