Это у Пушкина была «унылая пора», у Данелия – «марафон», а у нас – просто прекрасная погода. Не так жарко, как летом, и дожди не льют неделями, как было в этом сентябре в Москве. Комфортно, красиво, уютно. Именно осенью понимаешь, насколько красив тот край, в котором мы живем. И который, так хочется надеяться, обязательно станет процветающей страной. Это то время, когда окружающий мир становится катализатором эндорфинов, и начитает зашкаливать патриотизм у самых закоренелых скептиков.
Следует отметить еще один интересный нюанс. Буйство осенней красоты меньше всего чувствуется в столице. Понятно, что природный пейзаж очень сильно выигрывает у урбанистического. Но это особенно сильно чувствуется в Бишкеке, так и не приведенном в порядок городскими властями после прошлого зимнего сезона. Поэтому давайте отправимся в Каракол, который, по общему мнению, намного лучше «вписан» в окружающую природу, чем это получилось у столицы.
«Каракол был заложен в 1869 году, как военно-административный центр на караванной дороге из Чуйской долины в Кашгарию, штабс-капитаном бароном Каульбарсом, которому было дано задание выбрать удобное место для нового города. И вот первого июля 1869 года улицы, площади и гостиный двор были заложены. Эта дата и стала считаться днем рождения города Каракол, названного так по названию реки, на которой он расположен.
Город был, пожалуй, одним из наиболее опрятных городов дореволюционной Киргизии. Он имел строгую прямоугольную планировку, утопал в зелени садов – каждому застройщику вменялось в обязанность посадить сад и аллею перед своим домом. Было решено строить город-сад. Несколько иначе, чем в других городах Средней Азии, выглядели и сами строения. До 1887 года строились, в основном, глинобитные дома. Но после сильного землетрясения 1887 года, город застраивался преимущественно деревянными домами с крылечками, украшенными богатой затейливой резьбой. Это придавало городу облик среднерусской полосы». Эта цитата из энциклопедии определяет акцент нашего внимания. Действительно, здесь патриархальность сохранена на очень высоком уровне. Это перекресток культур, между которыми никогда не было противостояния.
Здесь православная деревянная церковь прекрасно соседствует с мечетью, выполненной с элементами буддисткой культуры. Старые дома, пережившие советскую эпоху, и сегодня создают свой неповторимый стиль, облик и дух старого города. Здесь вымощенная улица прекрасно может быть дополнена эксклюзивным «ситроеном», затерявшимся в кустах с малиной. Здесь тоже приходится пилить ветхие деревья, только вот лет им на сто больше, чем посадкам в столице. И если упадут они под тяжестью лет, то пострадать могут не только уникальные дома купеческой архитектуры, но и люди до сих пор в них живущие.
Вы не поверите, но через город даже в 21 веке течет горная речка с чистой водой, на берегу которой можно почувствовать себя в дикой природе, не выходя из города. Пусть не большого (менее 100 тыс. человек), но удивительно уютного и красивого. Такого же комфортного, как осень в Кыргызстане.