Нацбанк Кыргызстана о возможном техническом дефолте правительства США по долгам и его влиянии на экономику КР

Автор -
448

    В середине октября на США может обрушиться крупный кризис, впервые в истории правительство может объявить о техническом дефолте по своим долгам. Как отметил министр финансов США Джек Лью, если правительству не разрешат одолжить больше средств, деньги у него иссякнут до 17 октября. Если они не будут в состоянии заплатить по каким-либо из своих долгов, это запустит шоковые волны во всех экономиках мира. В интервью K-News начальник Экономического управления Национального банка Кыргызстана Сейилбек Урустемов рассказал, как это может отразиться на экономике республики.

    Существует вероятность того, что правительство США объявит дефолт по своим долгам в середине октября, что может повлечь за собой резкое подорожание доллара. Какие угрозы видит Кыргызстан для себя в связи с этим фактором?

    На текущий момент сложно очертить с высокой долей точности последствия фискальных проблем в США. Пока можно констатировать увеличение неопределенности и некоторую волатильность на финансовых рынках. Очевидно, что финансово-бюджетные проблемы окажут негативное влияние на экономику США. Между тем аналитики разделяются во мнениях о том, повлияют ли фискальные проблем США на другие страны, и затрудняются давать какие-либо прогнозы. В сложившейся ситуации на инвесторов психологические факторы влияют не меньше, чем фундаментальные показатели.

    Начну с ответа на первую часть вопроса о возможности дефолта по долгам США. Вариант дефолта по долгам скорее маловероятен, и на это есть немало причин. По мнению аналитиков, вопрос покрытия нужд бюджета, скорее всего, будет разрешен за счет очередного повышения долгового потолка 17 октября, ставшего в США скорее практикой, чем исключением. Даже если Конгресс не увеличит лимит госдолга к озвученной дате дефолта, это не будет означать, что Соединенные Штаты объявят себя банкротом. В таком случае наступает технический дефолт, то есть ситуация когда страна не может выполнить свои обязательства сегодня, но в целом она в состоянии урегулировать их в будущем, тем более что речь идет о такой стране как США. Поэтому, даже несмотря на затянувшийся процесс поиска компромисса по расходной части проекта бюджета, на финансовых рынках наблюдается относительное спокойствие. Психологический фактор и фактор высокого доверия инвесторов в данном случае критичны. Пока ведущие рейтинговые агентства не отреагировали снижением рейтинга США.

    Отсутствие решения по рассматриваемому вопросу в более длительной перспективе может обернуться уже более серьезными последствиями как для американской, так и для всей мировой экономики. Падение доверия со стороны инвесторов может привести росту затрат на содержание долга (за счет роста ставок по казначейским облигациям), что значительно усугубит складывающуюся экономическую ситуацию в стране. Доллар США однозначно начнет терять свои позиции из-за постепенного бегства капитала в другие финансовые инструменты.

    Опыт показывает, что мировые кризисы оказывают, в основном, не прямое, а опосредованное, через региональную экономику, влияние на внутренние рынки Кыргызстана. Для этого есть объективные факторы:

    — государственный внешний долг, несмотря на его большую величину, в основном является многосторонним (53,8 %). То есть донорами являются международные финансовые институты;

    — банковская система республики не вовлечена в мировые финансовые рынки (доля нерезидентов вкладчиков – 4,6 % от депозитной базы (по итогам 1 пп. 2013г.). Как известно, одной из причин банковских кризисов является паника среди инвесторов – вкладчиков, которые одновременно выводят большие средства.

    Основными каналами влияния мировых и региональных процессов на экономику являются: цены на нефть и на продовольственные товары, обменный курс доллара США к российскому рублю и, соответственно, объемы денежных переводов физических лиц, основная часть которых поступает из России.

    Цены на рынке ГСМ и золота демонстрируют некоторое снижение, которое обусловлено, в том числе, ожидаемым снижением спроса со стороны США. Официальные цены на нефть по итогам 1 октября на мировых товарных биржах понизились и составили: на нефть марки Brent — 107,94 (-0,43) долл./барр., на нефть марки WTI (Light Sweet) — 102,04 (-0,29) долл./барр. Стоимость драгметаллов по итогам торгов 1 октября в Нью-Йорке резко понизилась. Официальные спотовые цены составили: на золото — 1288,5 долл./унция (-3,04 %). 

    Стоит отметить, что курс доллара США к другим мировым валютам снизился. Индекс доллара США к евро снизился до минимума за 8 месяцев, а к швейцарскому франку — до минимума за полтора года. Доллар США дешевеет и в парах с японской иеной, британским фунтом и австралийским долларом. Российский рубль на фоне этих новостей укреплялся. Однако здесь необходимо учитывать то, что данная динамика, скорее всего, носит временный характер.

    В Кыргызской Республике за период с 1 по 2 октября текущего года официальный курс доллара США существенно не изменился: повышение составило 0,09 %.

    Если же тенденция продолжится, то, скорее всего, объем денежных переводов, поступающих в основном в российских рублях в Кыргызскую Республику, может увеличиться в номинальном выражении.

    С точки зрения влияния колебаний курса доллара США на мировых рынках на золотовалютные резервы НБКР необходимо отметить, что традиционно валовой объем резервов рассчитывается в долларах США и укрепление балансовых курсов других валют портфеля к доллару США ведет к повышению долларового эквивалента активов в этих валютах и, как следствие, способствует росту валового объема международных резервов НБКР, и наоборот.

    Объем международных резервов по состоянию на 1 октября 2013 года составил 2099,4 млн. долларов США, увеличившись за месяц на 17,9 млн. долларов США или 0,9 процента.

    Учитывая вышеизложенное фискальные проблемы США могут оказать негативное влияние на экономику республики. Однако, эффект будет больше зависеть от того, как быстро эти проблемы будут разрешены, какова будет фундаментальная статистика по США, каков будет экономический фон в других странах. Так, ситуация в еврозоне остается сложной, Россия демонстрирует существенное замедление экономического роста, ситуация на Ближнем Востоке на первый взгляд улучшается, но остается открытым вопрос о том, как все это скажется на рынке нефти и другое.

    Со своей стороны, хотелось бы отметить, что проводимая денежно-кредитная политика НБКР остается неизменной и нацеленной на сохранение и достижение стабильного уровня цен. НБКР с пристальным вниманием следит за развитием ситуации на мировых и российских рынках.

    Что сегодня предпринимается Нацбанком для укрепления сома, его стабильности как валюты и развития экономики Кыргызстана в целом?

    В республике действует режим плавающего обменного курса и его значение определяется рыночными механизмами, исходя из спроса и предложения. Операции Национального банка на валютном рынке проводятся только с целью сглаживания резких колебаний в динамике обменного курса. Также надо понимать, что с экономической точки зрения чрезмерное укрепление национальной валюты, как правило, приводит к подавлению внутреннего производства, снижению конкурентоспособности отечественных экспортируемых товаров, стимулированию импорта.

    При рассмотрении валютной политики, необходимо отметить, что она осуществляется в неразрывной связи с денежно-кредитной политикой. Поддержание покупательской способности национальной валюты напрямую зависит от уровня инфляции в стране, и в этой связи Национальный банк проводит взвешенную денежно-кредитную политику для достижения и поддержания стабильности цен в экономике. На протяжении последних нескольких лет в республике наблюдается высокий дефицит государственного бюджета (в 2012 году – 20,2 млрд. сомов или 6,6 % к ВВП, в 2013 году – 16,9 млрд. сомов или 4,1 %), что означает большое предложение денег от сектора госфинансов. В этих условиях, Нацбанк проводит жесткую денежно-кредитную политику, ориентированную на ограничение монетарной составляющей инфляции. Для этого мы регулируем денежную базу с помощью инструментов денежно-кредитной политики. В настоящее время объем стерилизационных операций НБКР составляет 2,7 млрд. сомов. Уровень резервных денег с начала года вырос на 6,9 %, а в годовом выражении на 13,5 %. Уровень инфляции на 20 сентября составляет 6 % – это в рамках количественного ориентира денежно-кредитной политики.

    Ценовая стабильность, как часть общей макроэкономической стабильности, безопасность и надежность работы банковской и платежной систем – это основные задачи, решая которые, Национальный банк содействует развитию экономики. Есть также отдельные точечные меры. Так, в целях стимулирования экономического роста, банк внедрил новый инструмент денежно-кредитной политики – кредитные аукционы для целей рефинансирования и поддержания ликвидности. Кредит рефинансирования дает банкам больше гибкости в управлении ликвидностью с тем, чтобы они могли увеличить объем средств, которые направляются на кредитование экономики. Объем размещенных средств через данный инструмент рефинансирования за январь-сентябрь 2013 года составил 775,8 млн. сомов. Другой пример: с целью поддержания реального сектора, а также и для пополнения золотовалютных резервов, Национальный банк с 2011 года начал покупать золото на внутреннем рынке. За 9 месяцев этого года объем вливания Национального банка в реальную экономику посредством покупки золота составил 882,3 млн. сомов.

    Удержание умеренных темпов инфляции в среднесрочной перспективе, способствующих реализации планов правительства по устойчивому росту экономики, является основной целью деятельности НБКР. В противном случае, ускорение инфляционных процессов в стране может нивелировать усилия органов государственного управления по достижению и поддержанию макроэкономической стабильности.

    Поделитесь новостью