На что расходуются донорские средства?

Автор -

    Многие международные доноры и банки готовы помочь Кыргызстану и выделить кредиты и гранты. Согласно справкам правительства кредиты и гранты привлекаются на развитие разных сфер экономики, однако депутаты часто выражают свое недовольство неэффективным использованием привлеченных средств.

    «Самая большая беда в том, что привлекаемые кредиты идут на покрытие дефицита бюджета, это около 35 %. Было бы хорошо направлять кредиты на развитие экономики, чтобы повышать ВВП, а у нас это идет на госуправление, социальный сектор», — сказала депутат Роза Акназарова.

    По ее данным, на конец 2012 года госдолг Кыргызстана составил 156 млрд сомов, 143 млрд из которых – внешний долг.

    Председатель Комитета по бюджету и финансам Ахматбек Келдибеков (Ата-Журт) считает, что кредиты и гранты оправданы в том случае, если средства направляются на строительство заводов и открытие предприятий, которые в будущем могли бы приносить доход государству.

    «Уже не только внешние, но и внутренние заимствования увеличиваются. Все эти средства в основном направляются на покрытие дефицита бюджета, это неправильно. Нам пора научиться использовать деньги для строительства заводов и фабрик, тратить их на что-то, что принесет новые рабочие места и доход. Мы не можем бесконечно жить на займах. Строительство инфраструктуры, конечно, нужно, но необходимого эффекта это не даст. Новая дорога ведь не может принести никакого дохода. Поэтому можно считать, что у сегодняшних кредитов эффективности ноль, так как мы не можем создать производственные ресурсы», — сказал парламентарий.

    Недовольство депутатов также вызвали и последние 2 соглашения с Международной ассоциацией развития. Согласно одному документу $25 млн будут направлены на управление государственными финансами, повышение бюджетной дисциплины, прозрачность использования бюджетных ресурсов, прозрачность государственных закупок, борьбу с коррупцией, судебную реформу. Средства по второму соглашению, а именно $9,2 млн, будут направлены на укрепление нормативно-правовой и надзорной базы для банков, микрофинансовых организаций и кредитных союзов, расширение финансовых услуг через сеть филиалов «Кыргыз почтасы», модернизацию систем регистрации и мобилизации сделок и реструктуризации задолженности.

    Особое возмущение вызвал пункт второго соглашения о финансировании банков. Депутаты считают, что у банков есть возможность самостоятельно решать свои проблемы, поскольку они имеют доходы.

    В Министерстве финансов считают, что кредиты и гранты Кыргызстану необходимы и отрицают факт их неэффективного использования. Заместитель министра финансов Мирлан Байгончоков отметил, что кредиты направляются на развитие приоритетных секторов.

    «Мы привлекаем средства в те сектора, куда обычно не идут инвесторы. Например, какой инвестор захочет строить государственную дорогу? Или направляем средства в социальную сферу. Нужно отметить, что средства привлекаются в приоритетные секторы, согласно определенным программам. Эти кредиты высокольготные, на срок от 15 до 40 лет и с процентной ставкой от 0,1 до 2,5. Конечно, мы понимаем опасения депутатов, но должны сказать, что привлекаются и инвестиционные кредиты, на поддержку идет малая часть, поэтому нельзя сказать, что все идет на «проедание»», — сказал Байгончоков.

    Тем временем депутаты все-таки решили подстраховаться и ограничить правительство в вопросе привлечения кредитов.

    Роза Акназарова внесла законопроект, согласно которому уровень внешнего долга не должен превышать 60 % в соотношении к ВВП страны, выразив мнение, что «рано или поздно слишком большой долг страны приведет к дефолту».

    Также депутаты ограничили средства, выделяемые на консультационные услуги в рамках осуществления проектов. По словам депутатов, зачастую большая часть донорских кредитов и грантов направляется на оплату их же консультантов. В законопроекте прописано, что на консультационные услуги не должно направляться более 5 % от суммы кредита или гранта.

    Сегодня Жогорку Кенеш большинством голосов одобрил законопроект в третьем чтении. Как отреагируют доноры на такие ограничения, непонятно. В любом случае, последнее слово остается за президентом страны.

    Поделитесь новостью