Бизнес и искусство идут под руку друг с другом уже на протяжении многих веков, но, кажется, только в нашей стране этот тандем стал таким очевидным.
Отсутствие богатых меценатов привело к тому, что некогда самый популярный храм Мельпомены — Государственный академический русский театр драмы имени Чингиза Айтматова — стал торговой площадкой. Здесь можно не только приобрести безделушки, но и перекусить, а вечером и потанцевать.
Понятно, что без финансовой поддержки государства, театр вынужден сдавать в аренду большую часть своих помещений. Здание облеплено пристройками кофеен, кафе и ночных клубов.
Пришедший на смену Борису Воробьеву, новый директор театра Александр Кулинский рассказал K—News, что сложившуюся ситуацию может изменить только решение суда.
«Насчет арендуемых помещений: все это будет решаться на судебных слушаниях. Государство выделяет театру средства на зарплату работников и оплату коммунальных услуг. Денег за аренду помещений мы еще не видели, но театр зарабатывает сам. За полгода мы получили 2,5 миллиона сомов от театральных постановок», — отметил Кулинский.
В театре не только с пристройками пока разобраться не могут, но и то, что творится в фойе, также не подлежит разумному объяснению — регулярные ярмарки, распродажи, словом, настоящий базар. Все это далеко от театрального искусства и культуры в целом. И чаще всего, эти мероприятия проходят в выходные дни, ведь обычно для посещения театра обычный человек выбирает уик-энд.
«У нас хватает торговых площадок, где можно выставлять свои товары. Но предприниматели продолжают арендовать фойе театров. Конечно, мы об этом знаем, будем заниматься этим вопросом, и решать его. Будут скандалы, но мы должны продолжать реформу театров», — отметил Султан Раев, комментируя ситуацию с торговлей в здании театра.
Известный литератор, заведующий литературной частью Кыргызского национального академического драматического театра имени Токтоболота Абдумамунова, Абибилла Пазылов считает, что торговля в храме искусства дело временное.
«Мы пристально следим за нашим Русским драмтеатром. В нем работают очень опытные актеры и режиссеры. Думаю, то, что творится в фойе — явление временное, и возникло оно не от хорошей жизни. Некоторое время назад в Соколукском кинотеатре «Кыял» обнаружился факт продажи одежды. Был огромный скандал, и мы запретили торговлю. Недопустимо, если подобное происходит в городском театре», — отметил он.
Сами арендаторы предпочитают использовать площади Русского драмтеатра из-за относительно невысоких цен. Уже не первый год наряду с Неделей моды в фойе проводится выставка-ярмарка hand made изделий.
«Мы работаем с Русским драмтеатром давно. Это стало уже традицией. Аренда помещения недорогая и по карману каждому нашему участнику», — рассказала организатор выставки Алина Толстова.
К слову, Русский театр драмы является не единственным местом, которое буквально оккупировали увеселительные заведения.
В Национальной филармонии уже не первый год функционируют ночной клуб и ресторан.
«Этот вопрос решается. Наши сотрудники проводят анализ помещений Национальной филармонии, отданных под коммерческие цели. Если их квадратура позволит, то мы устроим там Музей музыкальных инструментов. Мне кажется, что он отлично впишется в атмосферу филармонии», — подчеркнул министр культуры.
При этом Султан Раев добавил, что и в этом случае добиться того, чтобы помещения освободили, будет нелегко — слишком много заинтересованных лиц.
Вот и получается, что зрителям пока остается только терпеть. Надеемся, недолго.