На прошлой неделе, 20 ноября, Военный суд Бишкекского гарнизона оправдал двух бойцов Управления специальных операций Госкомитета национальной безопасности «Альфа», которых обвиняли в превышении должностных полномочий, применении пыток, и причинении тяжких телесных повреждений, повлекших смерть работника таможни Фирузхана Физиева.
Как рассказал K-News координатор правовых программ по предотвращению пыток Рысбек Адамалиев, дело началось еще в 2011 году, когда Фирузхана задержали по подозрению в контрабанде и хранении оружия. Его привезли в здание ГКНБ, а через несколько часов оттуда вынесли уже мертвое избитое тело.
Правозащитники общественного фонда «Кылым Шамы» сообщили, что 29 июля главного инспектора Управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков ГТС Фируза Физиева задержали, а вместе с ним еще двоих человек. Тех, кто был с ним, жестоко избили, всячески запугивали и издевались. Они слышали, как их коллегу истязали, как он кричал и молил о помощи. А после того, как Фирузхан, не выдержав пыток, скончался, сотрудники ГКНБ вызвали скорую и заявили, что он упал с крыши, убегая от них, а перед тем пытался отстреляться.
Рысбек Адмалиев рассказал о том, что без медицинской экспертизы, при одном взгляде на тело видно, что никакое падение не стало бы последствием таких увечий. Тело Фирусхана Физиева буквально усыпано ссадинами, ушибами, синяками и гематомами, в основном, в области почек, печени и других мягких частей тела. И это только те травмы, которые видно невооруженным взглядом. Можно подумать, а вдруг и правда неудачно упал? Однако, следы от электрошокера и укусов собаки, сразу же отгоняют эти мысли. И становится понятно, что этот человек испытал нечеловеческие муки, перед тем как скончался. Показания свидетелей говорят о том, что Физиева жестоко избивали около 15 человек.
По словам адвоката Икрамидина Айткулова, погибший с 2001 года работал в Государственной таможенной службе. До этого момента в отношении майора Фируза Физиева не было ни одного нарекания.
«Сотрудники ГКНБ утверждают, что он был задержан по подозрению в контрабанде и хранении оружия, но это не так. В отношении него не было фактов. А тех людей, которые были задержаны вместе с ним — Ильшата Утиганова и его сына — они заставили подписать расписку об отсутствии претензий. Только после этого их отпустили. Ильшат Утиганов, спасая себя и сына, вынужден был уехать за границу», — рассказывал адвокат Икрамидин Айткулов.
Эрика Бабаева и Олега Капустина, обвиняемых в этом преступлении, оправдали. Как рассказывают представители общественного фонда «Кылым Шамы», изначально было понятно, что эти двое – невиновны.
«Их оправдали за то, что они были незаинтересованными в применении пыток. Они – сотрудники спецназа. Их задача – пойти, задержать человека и привезти его. В ходе суда стало известно, даже у этих спецназовцев ограниченный доступ к зданию ГКНБ. Поэтому надзорный орган, когда предъявлял обвинение, когда привлекал к ответственности, изначально не провел должным образом проверку и следствие. Следствие должно было установить именно из какого здания спрыгнул при попытке к бегству Физиев, и почему если ГКНБ не при чем, они забирают еще живого Физиева с улицы в здание ГКНБ КР, чтобы он там умер и они вызвали скорую в здание ГКНБ? Почему, если они были обеспокоены тяжелым состоянием Физиева, не вызвали сразу скорую на месте, где он спрыгнул? Тут явные противоречия с официальной информацией ГКНБ по данному делу», — рассказал Рысбек Адмалиев.
По данным генпрокуратуры, за последние 9 месяцев по факту применения пыток должностными лицами от кыргызстанцев поступило 208 обращений. Как отмечают в ведомстве, по сравнению с прошлым годом, количество жалоб на пытки снизилось на 31,5 %. Официальные отчеты, как всегда, показывают позитивную статистику, однако на деле все оказывается не совсем так. Задержанных как пытали, так и пытают. Причем самыми изощренными способами. Традиционной пыткой по-прежнему остается избиение по мягким частям тела: печени, почкам, животу. Бьют по ушам и даже по пяткам. Пережившие это рассказывают, что удары по пяткам являются самыми болезненными, ведь в этом случае задевается одна из самых чувствительных зон. Как рассказывают потерпевшие, боль пронизывает все тело вплоть до макушки головы. Жертв пыток также душат пакетом или противогазом. В последнее время, стала популярной пытка электрошокером. Мало того, что человек ощущает мощный электрический разряд, так еще и на теле потом остаются болезненные следы, которые долго заживают.
Как рассказал K-News представитель общественного фонда «Кылым Шамы» Рысбек Адамалиев, таким способом органы внутренних дел добиваются признательных показаний от задержанных.
«К сожалению, в существующих нормативно-правовых актах, регулирующих деятельность органов внутренних дел, имеются определенные пробелы, которыми пользуются недобросовестные сотрудники правоохранительных органов», — рассказывает Рысбек Адамалиев.
Еще одна правозащитница Азиза Абдрасулова утверждает — для того, чтобы прекратить пытки в СИЗО, нужно, чтобы дела не засчитывались раскрытыми, пока суд это не докажет. Сейчас милиционеры пытают задержанных, чтобы получить признательные показания, а затем передать дело в суд, а это значит, что дело почти раскрыто. Если не предпринять мер, то сотрудники МВД и дальше будут пытать, ради повышения и чтобы получать премиальные.
По словам Рысбека Адамалиева, еще одним из пробелов в уголовно-процессуальном кодексе является отсутствие статуса задержанного лица до момента его официального оформления.
«В момент фактического задержания или его ограничения свободы физического лица, его процессуальные статусы и гарантии не определены. Гражданин является задержанным лицом только в том случае, когда его приводят в отделение и оформляют протокол задержания», — поясняет юрист.
До этого времени человек может находиться в любом месте во власти недобросовестных должностных лиц, которые могут делать с ним что угодно: удерживать незаконно и всячески влиять на него, вплоть до применения пыток.
«Спустя несколько дней после задержания сотрудники милиции приводят человека в отделение и регистрируют — мол, вот, мы задержали виновного. Вот где лазейка получается», — подчеркивает Рысбек Адамалиев.
Генпрокуратура сообщает, что за 9 месяцев этого года, из 208 заявлений о применении пыток, возбуждено 11 уголовных дел, по 2 уголовным делам следствие продолжается. Направлено в суды для рассмотрения 8 уголовных дел.
Согласно данным общественного фонда «Кылым Шамы», за текущий год к ним поступило 26 жалоб о применении пыток со стороны должностных лиц. По половине жалоб возбуждены уголовные дела, до суда доведены только 5 из них. Еще несколько дел продолжаются с 2009 года.
Однако ни по одному делу суд обвинительного приговора так и не вынес. Рысбек Адамалиев отмечает, что большинство судебных тяжб затягивают намеренно.
«Государство никак не хочет выполнять своих позитивных обязательств по расследованию этих фактов. Они тянутся, потому что очень большой процент отказов от возбуждения уголовных дел. Нам постоянно приходится их обжаловать в судебном порядке, но, к сожалению, надзорные органы после обжалования отмены постановления о возбуждении уголовного дела, опять же, при проведении расследования по этим фактам выносят постановление об отказе. Есть случаи, по 8-9 раз отказывали, хотя налицо были факты применения пыток. Свое решение надзорные органы обосновывают банально — тем, что отсутствует состав преступления или же в связи с недоказанностью», — рассказал координатор проектов.
В этом году, впервые за 14 лет Кыргызстан принял участие в 51 сессии Комитета ООН против пыток, которая проходила в Женеве и на которой был заслушан отчет о выполнении Кыргызстаном норм конвенции против пыток. Со своим докладом выступила кыргызская делегация, которая рассказала о текущей ситуации с пытками в стране. Как всегда, чиновники уверяли, что Кыргызстан стоит на пути развития в этом вопросе, что не все так уж плохо. Однако на членов комитета это не произвело впечатления. Один из них, Георгий Тугуши, жестко раскритиковал ситуацию с пытками в Кыргызстане, подвергнув критике почти все: от работы правоохранительных органов по работе с задержанными до профессионализма юристов в Кыргызстане. Он выразил беспокойство тем, что в правосудии Кыргызстана слишком много полагаются на признания. А это становится причиной того, что правоохранительные органы для их получения применяют пытки. И, как заметил член комитета, отсутствие финансовых средств – не оправдание ситуации с пытками в стране. Как заметил присутствующий на мероприятии Рысбек Адаманов, у членов ООН было очень много вопросов, которые остались без ответа. Те ответы, которые члены комитета получили, не раскрывают в полной мере реальную ситуацию с пытками. Очень жаль, что наше государство не смогло должным образом подготовиться к столь серьезному и важному для Кыргызстана диалогу, поскольку от степени подготовки, от степени серьезности отношения к данному мероприятию и зависит положительный образ правового государства Кыргызстан, в котором сегодня остро нуждается наше государство в глазах мирового сообщества.
Делегаты мнение экспертов ООН учли, и вернулись на родину для работы над ошибками. Как сообщалось, работа в этом плане активно велась, и 22 ноября в Бишкеке прошел круглый стол о «Выполнении Кыргызстаном международных обязательств по правам человека». Для координации деятельности госорганов по исполнению рекомендаций ООН в сфере прав человека даже собрали координационный совет, где его председателем назначили вице-премьер-министра Токона Матытова.
По плану в ходе круглого стола должны были обсуждаться дальнейшие планы органа по искоренению пыток в стране. Казалось бы, наконец-то у госорганов, правозащитников и представителей НПО появилась площадка для конструктивного диалога по данному вопросу. Но, судя по тому, как после официальной части чиновники стали поспешно покидать зал, стало ясно, насколько они заинтересованы в решении этой проблемы.
Остается надеяться на то, что правительство страны все-таки начнет более серьезно относиться к проблеме зверского, бесчеловечного отношения к людям, что такие случаи, как случай с Фирузханом Физиевым не станут чем-то обыденным, и виновники, будь они простые граждане или высокопоставленные лица, все-таки будут наказаны за смерть человека.