В борьбе за здоровое поколение. Место действия – школьные столовые

Автор -
220

    Завершился прием заявок на участие во втором потоке проекта Всемирной продовольственной программы ООН по введению горячего питания в школах Кыргызстана (ВПП ООН). На реализацию проекта, который рассчитан на 3,5 года, Российская Федерация выделила $ 10 млн. Если в уходящем году проектом «Оптимизация национальной программы школьного питания» удалось охватить 59 школ в Иссык-Кульской, Нарынской, Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областях, то на этот раз в проекте поучаствуют шесть-семь десятков школ, а к перечню областей будет добавлен еще и Таласский регион. Об опыте первого потока проекта – в материале KNews.

    В школу – на обед

    «Вчера мама ничего не готовила. На завтрак, ужин чай пили. А обедать мы в школу приходим. Сейчас очень вкусную кашу стали давать. Мне нравится», — немного смущаясь, говорит Санжар Мирбек уулу.

    Маленький Санжар – один из тех немногих учеников четвертого класса средней школы имени Сооронбаева, кто выглядит на свои 10 лет. Большинству его товарищей-погодок больше шести-семи не дашь. Здесь, в иссык-кульском селе Ан-Остон (Джети-Огузский район) состоятельных семей не сыщешь, поесть – как взрослым, так и детям – удается далеко не всегда. Когда в сентябре вместо уже привычного черствого коржика и стакана чая младшеклашкам стали давать на обед горячую кашу, ребятня не могла ее съесть полностью – скромная порция манки казалась им огромной.

    «Мы недавно сравнили посещаемость этого года с аналогичным периодом прошлого, и, знаете, она повысилась. Дети стараются не пропускать занятия, очень интересуются меню – смотрят, что же они будут есть завтра. Хорошее питание — это дополнительная мотивация ходить в школу. Когда мы предложили родителям учеников 1-4 классов – а их 137 детей – сдавать по 3 сома в день на питание, чтобы добавить их к тем 7 сомам, что выделяет государство, некоторые сначала не хотели соглашаться. Потом мы объяснили, на что пойдут деньги, что благодаря этой маленькой сумме дети смогут полноценно обедать, и родители пошли навстречу. Более того, они закупили посуду для столовой, приносят дополнительные продукты питания и сформировали комитет, который наблюдает за качеством питания, собирает деньги и следит за их расходованием», — рассказал директор школы имени Сооронбаева Аскарбек Исманов.

    От сухпая – к горячей еде

    Бесплатное питание в школьных столовых для младшеклашек (с 1 по 4 класс) ввели еще в 2006 году. Скромная сумма, выделяемая государством на одного ребенка – от 7 до 10 ежедневных сомов в зависимости от отдаленности от центра – не раз вызывала нарекание как отдельных чиновников, так и представителей общественности. Казалось бы, как в нынешних условиях можно накормить целого человека на 10, а тем более 7 сомов? Того же мнения придерживались и родители вместе со школьными администрациями – последние выпутывались как могли: чай и булочки-коржики на обед младшеклассникам закупали оптом в соседних магазинчиках. Не раз и не два за семь лет гарантированного законом школьного питания международные организации оказывали помощь, выделяя дополнительные деньги, закупая продукты. Принцип «дать бедняку не рыбу, а удочку» решили испробовать лишь в этом году. «Снасти» региональным школам дала Всемирная продовольственная программа ООН совместно с российской Автономной некоммерческой организацией «Институт отраслевого питания».

    Заручившись поддержкой волонтеров на местах, зарубежные специалисты учили поваров готовить правильное, полезное для детей питание по специально разработанным меню, медсестер – отслеживать дефицит веса, роста учеников, сотрудников санитарно-эпидемиологических служб – следить за гигиеническими характеристиками школьных столовых. Свою долю знаний получили и школьные администрации и родители учеников – им тренеры рассказали о том, как привлекать спонсоров, и о пользе пришкольных хозяйств.

    «Чем больше вырастет на пришкольных участках, тем лучше мы станем кормить детей. Уже сейчас нужно подумать, что будет посажено на этих участках весной, какой урожай мы хотим вырастить. Это все делается на договорной основе, никакого привлечения детей к этому процессу не происходит, потому что дети учатся», — объясняет директор по развитию Института отраслевого питания Олег Шишов.

    Кроме информационной составляющей доноры предоставили и составляющую материальную: провели технический аудит школьных пищеблоков для того, чтобы понять, какое оборудование нужно для полноценного оснащения, а после это оборудование приобрели и поставили в школы.

    «Для выпечки булочек и пирожков мы закупили жарочные шкафы, поставили ванные с водонагревателями, кипятильники, кухонные плиты, весы, посуду для приготовления пищи. По линии ВПП ООН на грантовые средства мы также закупили витаминизированную муку, которая на первых порах будет поставляться в пилотные школы. Работу по наладке водно-санитарной инфраструктуры, ремонт помещений для столовых делали сами школьные администрации и местные органы власти», — рассказал Шишов.

    «Вопрос гигиены является крайне важным в процессе внедрения горячего питания в школах. Дети должны иметь возможность элементарно помыть руки перед едой. Прежде чем организовывать само питание, мы добивались выведения санитарных норм на должный уровень – во многих школах не было канализации, системы подачи воды», — добавляет руководитель проекта «Оптимизация национальной программы школьного питания» Надежда Франк.

    Делай как я

    По данным Министерства образования и науки всего в Кыргызстане 400 тыс. 511 учеников, получающих школьное питание. Первым потоком программы ВПП ООН, в который вошло 59 школ, удалось охватить чуть более 2,5 % учащихся 1-4 классов, а точнее 10 тыс. 377 ребят. Число младшеклашек, которые пойдут на второй поток, подсчитать еще не успели – в Минобразования пока лишь разбирают груду поступивших от школ заявок, из которых предстоит выбрать 60-70 школ. За 3-3,5 года проекта организаторы намерены охватить 250 школ, всего же в республике более 2 тыс. средних образовательных учреждений.

    «Да, мы начали пилоты, да, всем миром пытаемся перевести детей на горячее питание. И очень важно, чтобы эта работа велась не только в пилотных школах. Руководители областей, районов, администрации самих школ должны сами вводить питание не дожидаясь пилотирования, основываясь на уже имеющемся опыте. Ведь это вполне возможно», — считает Олег Шишов.

    900 тыс. маленьких нищих

    Сухие цифры статистики зачастую могут сказать больше, чем самые красочные эпитеты, а потому не обратиться к ним нельзя. Если говорить об уровне детской нищеты, то он превышает средние республиканские показатели. В 2011 году почти половина – 44,6 % — всех детей проживала в условиях бедности. А это почти 900 тыс. маленьких кыргызстанцев. Причем 5,6 % (боле 50 тыс. детей) из них оказались в категории крайне бедных. В разрезе географии – среди сельских ребят бедняков 47,6 %, среди городских – 38,7 %.

    По детям бедность бьет гораздо сильнее, чем по взрослым. Психологически ребенок привыкает к тому, что нужда – состояние нормальное, и позже, уже во взрослом возрасте, не может выкарабкаться из ямы нищеты. Сюда же добавляются и физические, и умственные факторы. Банальная нехватка питания наносит непоправимый вред здоровью маленького человека. И забывать об этом, говоря о здоровой нации и о сильном государстве, нельзя.

    Поделитесь новостью