Богатая власть — нищая страна
Сколько я себя помню (а помню я себя преимущественно с момента развала Советского Союза), денег у государства, в отличие от управляющих им чиновников, всегда критически не хватает. В какое госучреждение ни обратись с вопросами: а почему не работает? а почему не делается? а почему не выполняется? ответ будет один: деньги не выделяются. Но вместе с тем, почему-то у нас всегда находятся деньги на вещи, которые относятся больше к роскоши, чем к необходимости. И это в стране, где более трети жителей живут в нищете, а еще две трети по меркам развитых стран не попадают даже в средний класс.
Я хорошо помню свое изумление, когда будучи еще студенткой, услышала в новостях, что в Бишкеке поставят миллионную статую Курманжан Датки. По меркам госбюджета сумма конечно небольшая, но зачем (!), если тот же самый миллион можно пустить на более важные вещи? Монолитная Алайская царица появилась в столице при Акаеве. Летом 2013-го уже сегодняшняя власть спустила на оказавшийся провальным фестиваль «Мейкин Азия» уже 5 млн сомов. Бессмысленные траты бакиевских чиновников вот так, навскидку, честно говоря, не припоминаются – кроме быстро забитой верхами инициативы отделать Жогорку Кенеш многомиллионным ореховым капом. Зато Бакиевы отпечатались в памяти другим — своими попытками узаконить увеличение расходов и без того небогатого населения, повышением тарифов на свет и услуги ЖКХ.
Идея поправок в налоговое законодательство, согласно которому клиенты банков из числа обычных граждан должны платить налоги с тех процентов, которые они получают со своих банковских вкладов, кстати, тоже родилась в бакиевские времена – в 2008 году. Датой введения нового налога назначили 1 января 2014 года.
И этот налог начал бы уже действовать, если бы не недосмотр депутатов ныне действующего созыва Жогорку Кенеша, которые в 2012 году внесли ряд поправок, сделавших введение нового платежа технически невозможным. Ну, то есть как невозможным — до тех пор, пока не будут внесены новые поправки. Предложение подредактировать закон, кстати, уже – и весьма оперативно – поступило от Министерства финансов.
Жертвы чиновничьих грез
Когда постоянно посещаешь мероприятия с участием членов правительства, складывается ощущение, что не так-то все в стране и плохо. Министры уверенно рапортуют о том, чего они добились на вверенной им территории, вице-премьеры не менее уверенно эти рапорты одобряют. И чем выше уровень встреч, тем больше спокойствия излучают чиновники, уверяющие, что мы стабильно движемся к светлому будущему. Не знаю, быть может, сами члены кабмина в это и верят, но вот только в реальной жизни все как-то не так…
Ну, делают чиновники то, это и еще вот это, а результат где? Почему не становится меньше бедняков? Почему не растут пенсии? Почему бюджетники остаются такими же нищими, как и были? Почему цены растут? А если все эти вопросы воспринимаются как навязшая в зубах демагогия, то вспомните кошмарную историю прошлого года – когда 84-летняя бишкекская бабушка повесилась из-за того, что не смогла оплатить счет за свет. Это нормально?!
Складывается ощущение, что в Кыргызстане – две параллельные вселенные: в одну переселяются одновременно с получением высоких должностей, а в другой выживают(впрочем, не всегда) те, кто попроще. Но самое неприятное то, что о существовании этой второй реальности высшие чины как будто и не подозревают.
Но, вернусь к теме колонки – к новому налогу. Почему и, что самое главное, за что (!) я должна платить этот налог государству, которое не в состоянии обеспечить нормальной жизни своим гражданам и, в частности, мне? Согласна, эта попахивающая социализмом фраза уже набила оскомину. Но задумайтесь. Я работаю и зарабатываю определенную сумму, с которой УЖЕ плачу налоги. На жизнь хватает, но для того, чтобы стать обладательницей более или менее приличного капитала, надо копить. Копить долго и трудно. И помощь коммерческого банка в виде начисления процентов – пусть и небольших – все равно воспринимается с благодарностью. Пусть чуть-чуть, но с этой поддержкой я быстрее смогу накопить на ту же квартиру, покупку которой государство и без того сделало практически невозможной для абсолютного большинства кыргызстанцев.
И, поверьте, не одну меня берет злость от таких чиновничьих посягательств. И это не просто мои личные, ни к чему обязывающие эмоции, это то, что приведет к отказу от услуг банков. Смысл хранить свои сбережения на счете? С таким же успехом я буду копить их в тумбочке. Уменьшение числа вкладов в случае введения налога прогнозируют и сами банковские работники. Доверие к банковской системе, которое лишь в последние годы стало мало-помалу укрепляться, вновь вернется на исходные позиции.
«Графиня Вишня» местного пошиба
Вообще вся эта история с налогом на проценты лично мне очень напоминает детскую сказку Джанни Родари «Чиполлино», а министр финансов Ольга Лаврова одну из графинь Вишен. Помните историю с введением налогов на погоду, завершившуюся во фруктово-овощной стране революцией?
«Нижеподписавшиеся, графиня Старшая и графиня Младшая из почтенного рода Вишен, утверждают, что, будучи владелицами воздуха в своем имении, они должны быть признаны также и владелицами всех осадков, выпадающих в течение года. Посему они просят суд подтвердить, что каждый житель деревни повинен уплачивать им арендную плату в сумме ста лир за простой дождь, двухсот лир за ливень с громом и молнией, трехсот лир за снег и четырехсот лир за град».
[attachment:75224]Резюмируя, хочется сказать: есть такое понятие как сильное государство. И в сильном государстве число налогов не увеличивают – в сильном государстве создают такие условия, чтобы доходы в бюджет увеличивались за счет увеличения доходов, как наемных граждан, так и бизнесменов (а в особенности тех, кто занят в малом и среднем предпринимательстве). И если наша маленькая, но гордая страна намерена когда-нибудь таким государством стать, то эту простую истину отечественной власти следует все же усвоить.