Алмазбек Атамбаев назначил главой Генерального штаба Вооруженных сил Асанбека Алымкожоева. И согласно отзывам наших экспертов, 57-летний генерал-майор является наиболее подходящей фигурой на эту должность. Характеризуется как трудолюбивый, волевой, принципиальный офицер с богатым боевым опытом и практическими знаниями, хорошими организаторскими способностями и реформаторскими планами. Пользуется уважением у коллег и подчиненных, в том числе у бывших сослуживцев из состава Ограниченного контингента советских войск в Афганистане.
Скорей всего, его кандидатура была предварительно согласована президентом и главой кабинета министров ЖантороСатыбалдиевым с вице-премьером Токоном Мамытовым, чтобы минимизировать возможные трения между куратором силового блока и окружением генерала Алымкожоева, учитывая традиционно непростые отношения между представителями спецслужб (Токон Мамытов) и Министерства обороны. Руководство КР стремится тем самым обеспечить продуктивное сотрудничество между администрацией и Генштабом ВС, который призван выполнять согласованные решения центральных властей.
Кроме того, утверждение на должности руководителя Генштаба достаточно авторитетного и решительного силовика может снизить накал критики в адрес местного Белого дома. Ведь, по мнению многих представителей общественности, да и истеблишмента, зачастую при кадровых вопросах проявляется излишний либерализм, на ключевые посты порой назначаются несоответствующие этому чиновники. К примеру, именно в этом кое-кто видит основную причину слабой дееспособности Совета обороны КР, выполняющей чисто консультативно-совещательные функции, вместо жесткой работы по защите национальных приоритетов.
В экспертных кругах считают, что А.Алымкожоев сможет предпринять решительные меры по многим острым вопросам, касающимся как внешнегосударственных задач (особенно в плане укрепления рубежей на спорных участках, активизации сотрудничества с ОДКБ, модернизации Вооруженных сил с помощью зарубежных союзников, в увеличении совместных с партнерами учений и тренингов, и т.д.), так и внутренних (включая слабую дисциплину личного состава, коррупцию, поднятие престижа воинской службы, профессионализацию армии, и т.д.).
Наверняка, при назначении Асанбека Тунгучпаевича, учитывались не только его служебные и личные характеристики, но и опыт действий в качестве военачальника и госуправленца в самом проблемном по обеспечению безопасности регионе – в Баткенской области. Новый начальник Генштаба являлся активным участником обеих баткенских кампаний по отражению агрессии диверсионных отрядов ИДУ на юге Кыргызстана. В 1999 и 2000 годах за вклад в защиту и укрепление государства Алымкожоев награжден орденами «Манаса» II и III степени. Кстати, в нашей республике всего два генерала являются кавалерами двух степеней «Манаса»: А.Алымкожоев, и Мэлс Бекбоев из Минобороны. При получении очередного ордена кавалер становится обладателем высшего звания — Герой Кыргызской Республики, с вручением особого золотого знака «Ак Шумкар».
Кроме того, с декабря 2009 по апрель 2010 года А.Алымкожоев работал заместителем председателя государственной администрации Баткенской области, и потому хорошо знаком не только с оперативной обстановкой, но и с общественно-политической, экономической, социальной ситуацией.
Чего же ожидать от генерала?
По мнению наших наблюдателей, Алымкожоев попытается форсированными темпами сделать Генштаб (на что очень рассчитывает руководство КР) не декларативным, а действенным центральным органом военного и оперативного управления Вооруженными силами и другими воинскими формированиями. Цель – максимально эффективное планирование, координирование и применение сил и средств основных ведомств страны, отвечающих за государственный суверенитет, территориальную целостность и сохранность конституционного строя. На данный момент, по мнению Главнокомандующего Атамбаева, иногда они действуют разобщено, что не может гарантировать четкого выполнения общих директив и возложенных на них функций. Между тем, согласно планам администрации президента, отраженных в Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годов, в результате приданию Генштабу широких полномочий республика должна уже через три года получить Вооруженные силы нового типа, способные адекватно ответить на угрозы любого характера, хоть в мирное, хоть в военное время. Причем готовые действовать, при необходимости, достаточно жестко. Генштабу в этом процессе отводится основная роль, так как Алымкожоеву поручено лично внести кандидатуры для назначения на должности министра обороны, председателя Государственной пограничной службы, командующего Национальной гвардией и их заместителей. По сути, Генштаб будет отвечать за безопасность всей республики.
Кроме того, создание укрупненного и обладающего широкими полномочиями Генштаба ВС, призванного находиться на передовых позициях в деле наращивания обороноспособности, будет полностью отвечать задачам, заложенным в концепции Атамбаева, объявившего 2014-ый в Кыргызстане официальным «Годом укрепления государственности». Согласно этой программе, необходимо снизить риски спекуляций на теме национальной безопасности, делимитации и демаркации госграниц, регионального раскола, и т.д. Генштаб и приданные ему подразделения призваны оперативно реагировать на все ЧС. К числу кризисных ситуаций отнесены: вооруженный мятеж, межэтнические конфликты, теракты, захват отдельных местностей, а также стратегических объектов, включая их повреждение.