Бить или не бить?

Автор -

Насилие в отношении детей во все времена воспринималось как антигуманное и варварское деяние, несовместимое с понятием цивилизованной жизни. Однако порой люди относятся к порке ремнем своего отпрыска за двойки в дневнике как к благому делу. Но насилие остается насилием, в какие бы благие обертки мы его не заворачивали. Причем позиция нового руководства института омбудсмена КР в этом отношении твердая и принципиальная: дети Кыргызстана имеют полное право на жизнь без физических средств давления со стороны взрослых. Как мы собираемся избавиться от темного наследия прошлых средневековых времен? Насколько правомерно наказывать детей подзатыльниками за плохое поведение в школе? На эти и другие вопросы ответил главный правозащитник, омбудсмен Бактыбек Аманбаев.

Бактыбек Абдилашимович, в ежегодном докладе омбудсмена о соблюдении прав человека в Кыргызской Республике за 2013 год есть предложение об отмене телесного наказания детей в воспитательных целях. Так бить наших детей или не бить?

«Однозначно не бить. Рукоприкладство — самый простой способ взрослым показать заботу о моральном облике своих детей. Однако на самом деле речь идет о нежелании решать проблемы ребенка по существу. В настоящее время мы ведем работу по лоббированию прямого законодательного запрета на телесные наказания детей, и думаю, что сумеем убедить общество в неприятии любого насилия в отношении подрастающего поколения.

Мировое сообщество давно поняло неэффективность и антигуманность любых видов наказания за детские проступки. У нас же их воспринимают, как нормальное явление. Бить и издеваться над людьми просто преступно, никакой вид уголовного наказания или санкций не предусматривает порки или избиений. Мы добились, чтобы в общеобразовательных учреждениях детей не наказывали телесно, да и родительское сообщество сегодня считает физическое воздействие на детей со стороны учителей неприемлемым. Хотя еще недавно ударить ребенка указкой или линейкой по голове было обыденной нормой, которая в какой-то мере поощрялась самими родителями.

Отделом по правам ребенка и молодежи Аппарата омбудсмена при поддержке Детского фонда ООН инициирован проект «Школа без насилия». Проводится работа по искоренению насилия в общеобразовательных учреждениях. С прошлого года заработал еще один проект «По искоренению насилия в закрытых учреждениях», который был поддержан Европейским союзом. Одним из его компонентов является полное искоренение телесного вида наказания из воспитательной практики дошкольных и школьных учреждений страны».

Можно ли воспринимать телесное наказание детей, как нарушение прав человека? И какие последствия могут вызвать факты их применения?

Под телесным наказанием детей, как правило, понимается физическое воздействие с причинением боли, совершенное в воспитательных целях. Всем известно, что Кыргызская Республика ратифицировала Конвенцию ООН по правам ребенка, тем самым взяв на себя обязательства соблюдать все статьи данной конвенции. Согласно решению Комитета ООН по правам ребенка, соблюдение прав человека предполагает ликвидацию любых жестоких и унижающих человеческое достоинство наказаний, включая и легкие. Проще говоря, битье детей, шлепки, не говоря о порке камчой — это грубое нарушение конституционных прав человека.

По данным ВОЗ, у детей, которые подвергались телесным наказаниям, чаще встречаются депрессивные и тревожные состояния. Психологи отмечают, что телесные наказания отрицательно влияют на еще неокрепшую психику ребенка и взращивают в нем первые ростки агрессии, которые во взрослой жизни оборачиваются большими проблемами. Врачи и ученые пришли к мнению, что если по отношению к ребенку применяются систематические телесные наказания, то у него нарушается работа иммунной системы и выработка гормона стресса. Это может привести даже к увеличению сахара в крови, резкому увеличению частоты сердечных сокращений и дыхания, артериального давления, сужения сосудов.

Как Вы думаете, готово ли кыргызское общество принять данное нововведение?

Сложно сказать. Вряд ли все наши граждане откажутся от телесных наказаний детей моментально. Да и законодатели вряд ли примут такое решение единогласно. Однако я уверен, что общество уже готово принять такое решение и полностью отказаться от рукоприкладства в отношении детей.

Конечно, многие граждане могут сказать, что их в детстве тоже пороли и ничего, наоборот, стали образцовыми людьми. Однако телесное наказание прививает ребенку бездумное послушание родителям, которое потом перерастает в ненависть, страх перед сильными, жестокость и садизм. В итоге насилие может стать образом жизни индивида, который от причинения боли кому-либо будет получать удовольствие.

Говорить о том, что «воспитать хорошего ребенка без телесного наказания невозможно» уже стало признаком плохого тона. Многие страны отказались от телесных наказаний детей. Швеция не применяет телесных наказаний детей в воспитательных целях с 1979 года, то есть 30-летние молодые граждане этой страны выросли, не испытав на себе воздействия ремня или указки. Есть немало исламских государств, где применение телесного наказания детей также запрещено религиозными канонами. Сегодня пришло время полного отказа от физического воздействия на ребенка в целях воспитания, и общество воспринимает эти идеи позитивно».

В некоторых странах телесные виды наказания детей со стороны родителей разрешены частично, то есть легкий и нежный шлепок по мягкому месту отпрыска разрешается. Не думаете ли Вы, что мы тоже в нашей республике могли бы разрешить хотя бы умеренное телесное воздействие?

Действительно, в некоторых странах определенные виды телесных наказаний детей разрешены законом. Однако, как определить разрешенный уровень шлепка? Это невозможно. Как определить шкалу дозволенности телесного наказания, если человек не может измерить силу своего удара. В конце концов, частичная дозволенность — это все же дозволенность. Именно дозволенность телесного наказания приводит к экстремизму со стороны взрослых, а иногда и к избиению ребенка. Вспомните недавние случаи, которые освещались практически всеми СМИ республики. То отец избил свою 3-летнюю дочь и обвиняется в изнасиловании ребенка, или тетя истязала 2-летнего ребенка. Корни проблем — во всеобщей дозволенности телесного наказания детей. Причем характерно, что соседи, слыша крики о помощи, ничего не предприняли. При полной отмене телесного вида наказания детей каждый гражданин будет знать меру правовой ответственности за насилие над детьми, стараясь воздействовать на них словами или личным примером.

Заметьте, что те же пытки в отношении взрослого человека сегодня классифицируются как преступление. Никакой начальник не может дать подзатыльник нерадивому работнику. Он может применить лишь дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора и т.д. А вот в отношении детей насилие проходит безболезненно. Я считаю, что телесное наказание детей противозаконно. На него необходимо ввести полный запрет, без каких либо юридических отговорок».

Какие меры необходимо предпринять для полного запрета телесного наказания детей?

Полная отмена телесных наказаний детей предполагает комплексный подход. Здесь нужна политическая воля руководителей страны, проведение реформы законодательства в этой области, осуществление эффективной политики по профилактике насилия, а также проведение других мероприятий воспитательно-образовательного характера. Законодательное запрещение здесь играет основную роль, но самого по себе его недостаточно для обеспечения реализации основополагающих прав ребенка. Я выделил бы три направления, а именно:

— приведение внутреннего законодательства Кыргызстана в соответствие с международными стандартами и создание такой правовой системы, которая содержала бы ясное и недвусмысленное запрещение телесных наказаний и повсеместно защищала бы ребенка от всех форм насилия, в том числе и в собственной семье,

— искоренение телесных наказаний требует разработки политики и услуг по предупреждению насилия, действенной защите ребенка и помощи пострадавшим детям. На государстве лежит обязанность определения способов всеобъемлющего и многостороннего решения проблемы насилия в отношении детей во всех его проявлениях,

— рост интереса общественного мнения к этой проблеме и ее освещение через СМИ.

Еще раз повторю, что рукоприкладство — самый грубый и малоэффективный способ воспитания детей. Есть альтернативные методы воспитания, и их не мало. Перечислять всех их нет смысла, но в своей основе они опираются на любовь и понимание к детям. Эти традиции сильны в нашем обществе, и при их следовании, они помогают ребенку самому принимать правильные решения, чувствовать ответственность за свои поступки, формировать нужные навыки и умения и менять свое поведение в лучшую сторону. И все это на фоне уважительных, добрых отношений в семье и в школе.

Текст предоставили в пресс-службе омбудсмена.

Поделитесь новостью