Крушение американского КС-135 Stratotanker 3 мая 2013 года произошло из-за технической неисправности самолета и нехватки у экипажа опыта действий в чрезвычайной ситуации. Сообщают американские СМИ со ссылкой на комиссию ВВС США, расследовавшую причины инцидента.
Итоги расследования накануне, 13 марта, на брифинге на одной из американских авиабаз в штате Иллинойс озвучил бригадный генерал ВВС США Стивен Арквитт, возглавлявший комиссию.
K-News приводит сокращенную хронологию инцидента и выдержки из отчета комиссии.
[attachment:79610]11 минут полета
КС-135 Stratotanker вылетел из Центра транзитных перевозок (ЦТП) «Манас» 3 мая 2013 года в 14.37 часов по бишкекскому времени. Борт направлялся в Афганистан для воздушной дозаправки с экипажем из трех человек: командир воздушного судна (КВС) капитан Марк Восс, второй пилот капитан Виктория Пинкни, оператор заправочного устройства сержант Герман Мэки.
Сразу после взлета самолет начал крениться направо и «сильно трястись», о чем командир воздушного судна капитан Марк Восс сообщил на базу. Вскоре КС-135 впал в так называемый «голландский шаг»: самолет начало раскачивать из стороны в сторону, причем нос воздушного судна поворачивался направо и налево, а крылья — вверх и вниз.
Чтобы прекратить тряску, пилоты пытались маневрировать, дважды включили автопилот, использовали педали руля направления (элемент управления в хвостовом оперении самолета). Однако эти меры только усилили раскачивание топливозаправщика, что привело к отделению от воздушного судна хвостовой части. Впоследствии она была обнаружена в 1,6 км от основного места крушения.
После отделения хвоста, топливозаправщик начал стремительно падать под углом в 82 градуса. На высоте 3 км отвалилась часть правого крыла, что вызвало возгорание и детонацию расположенного в нем топливного бака.
В 14.48 часов, спустя 11 минут после взлета, самолет упал на землю в горном районе между селами Чорголу и Чолок-Арык Панфиловского района Чуйской области в 80 км от Бишкека. Обломки топливозаправщика разбросало на территории в 10 км.
Выводы комиссии о причинах
Согласно отчету комиссии, разбившийся топливозаправщик имел изношенный руль направления, что и вызвало сваливание самолета в «голландский шаг». Принятые летчиками меры усугубили тряску, что зафиксировано бортовыми самописцами.
Раскачивание самолета привело к отделению хвостовой части, полной утере контроля пилотами, падению топливозаправщика, отваливанию части правого крыла.
Комиссия установила, что разбившийся КС-135 Stratotanker прибыл на ЦТП «Манас» менее чем за сутки до крушения. Причем летчики, пилотировавшие самолет при перелете в Кыргызстан, по прибытию сообщили о склонности самолета «крениться на правое крыло».
Однако письменного отчета об этом пилоты не предоставили, а предполетная проверка перед вылетом КС-135 в последний рейс прошла успешно.
Что касается погибшего экипажа КС-135, комиссия признала пилотов «квалифицированными, но недостаточно опытными», что повлияло на их действия во время экстренной ситуации.
В частности, капитан Марк Восс с общим налетом в 1200 часов стал командиром воздушного судна всего за 9 недель до инцидента и летал в этом ранге всего 9 часов. Второй пилот капитан Виктория Пинкни совершила всего 4 вылета за 15,5 месяцев до крушения.
По итогам расследования комиссия рекомендовала улучшить системы подготовки пилотов, схемы предполетной проверки самолетов. Кроме того, в компьютеры авиатренажеров внесены новые программы, моделирующие сваливание самолета «в голландский шаг», поскольку старые «громоздкие и нереалистичные» программы не годились для моделирования этой ситуации.
Экологический ущерб и вывод ЦТП «Манас»
После крушения американского самолета, местные жители потребовали возместить стоимость нанесенного экологического ущерба. Они аргументировали это тем, что топливо с разбившегося КС-135 могло попасть в протекавшие около места крушения речки.
Командир ЦТП «Манас» полковник Джон Миллард сообщил 6 марта 2014 года, что степень нанесенного ущерба изучается профильными структурами и специалистами. Выплатой компенсаций, если это потребуется, займется посольство США.
Тем временем все миссии ЦТП «Манас» завершены, на объекте полным ходом ведутся работы по сворачиванию. Авиабаза будет закрыта к 11 июля 2014 года.
На ЦТП «Манас» ранее дислоцировалось до 20 самолетов двух типов — топливозаправщиков КС-135 Stratotanker и военно-транспортных C-17 Globemaster. Воздушные суда использовались для дозаправки самолетов в небе Афганистана, переброски войск и грузов в Афганистан и в обратном направлении.
Все размещавшиеся в Центре топливозаправщики КС-135 Stratotanker уже передислоцированы на другие базы, как и большинство военно-транспортных самолетов С-17 Globemaster.