«Разбор полетов» о переделе полуострова в аналитике от Утро.ру.
Кажется, Путин с Обамой о чем-то все-таки договорились во время последнего телефонного разговора. Стороны озвучили противоречивую информацию о содержании беседы, а состоявшиеся по ее итогам экстренные переговоры глав дипломатических ведомств двух стран очевидных результатов не дали. Но, по некоторым данным, Москва уже начала негласно выполнять одно из основных условий, поставленных американцами: отвод вооруженных сил от границы с Украиной на те позиции, на которых они находились до 1 марта.
В свою очередь, Россия настаивает на проведении конституционной реформы, подразумевающей федерализацию Украины (именно такая форма государственного устройства обеспечит, по мнению Москвы, учет интересов всех регионов), а также на придании государственного статуса русскому языку. Впрочем, никаких гарантий на сей счет дано не было: позиция США заключается в том, что решения о будущем Украины не могут приниматься без самой Украины. Вашингтон готов создать условия для переговоров, не более того.
Но, что само по себе примечательно, вопрос о присоединении Крыма к России американской стороной на встрече Лаврова и Керри ребром не ставился. В том смысле, что США, конечно же, дают понять: они по-прежнему считают действия Москвы нелегитимными. Однако уже не рассматривают уход России с полуострова как обязательное условие прогресса применительно к ситуации на Украине.
Судя по всему, в Вашингтоне смирились с тем, что возвращение Крыма невозможно, и переключились на более простую задачу – предотвращение прямого вмешательства России в события на востоке Украины. Двадцать восьмого марта российские СМИ распространили от имени Виктора Януковича заявление, в котором он призвал к референдуму о статусе каждого региона в составе Украины – чем, спрашивается, не повод? С этой точки зрения возможны два варианта: либо Россия останавливается на достигнутом и ситуация начинает постепенно разряжаться, либо Москва продолжает наступление, распространяя свое влияние на юго-восточные регионы соседнего государства, и тогда следует новый виток противостояния.
Судя по готовности обеих сторон перейти к дипломатическим средствам разрешения конфликта, первый вариант для участников спора выглядит более предпочтительным. Россия может сильно пострадать, если введенные санкции ограничат ее присутствие на энергетическом рынке. США для введения таких ограничений пришлось бы сильно надавить на партнеров по ЕС, что сейчас было бы очень некстати – с учетом необходимости оперативно предоставить помощь Украине.
Американцы пока не спешат «вписываться» за украинских протеже – то ли из соображений политкорректности, то ли просто не рискуют брать на себя такую ответственность после позорного провала соглашения, заключенного президентом Януковичем с тройкой лидеров оппозиции.
Насколько жестко Москва будет добиваться выполнения поставленных ею условий, пока не ясно. Но сейчас она посылает Западу отчетливые сигналы о том, что готова занять конструктивную позицию – по крайней мере, в вопросах, не имеющих прямого отношения к ее присутствию в Крыму. Например, Россия дала согласие на отправку миссии ОБСЕ на Украину. Российские парламентарии выразили готовность к контактам с украинскими коллегами, в том числе и в ходе президентских выборов 25 мая, что де-факто означает признание легитимности Верховной рады (до сих пор ставившейся под сомнение) и хорошую перспективу признания легитимности будущих выборов. Наконец, Лавров на прошлой неделе даже встречался со своим украинским коллегой Андреем Дещицей (официально украинское правительство Россия также не признает).
Теперь мяч на стороне Обамы, его очередь сделать ход.